Глава 1.
Полнятся ряды исследователей истории. И вот
на палубе строящегося судна в эллинге нашего
завода говоря о былых годах рассвета военн-
ого судостроения командир наших погранични-
чников Александр Вячеславович Кайгородов по
военному разрешил много лет стоявшую перед
поисковиками поселка задачу найти команди-
ров и моряков служивших на построенных
руками Кокуйских судостроителей пограничных
сторожевых кораблей проекта 1248 Москит.
И вот у нас номер телефона капитана второго
ранга Аглямова Тагира Аглямовича и его
рассказ о своей службе.
Моя жизнь сложилась вот так… Я родился и вырос в небольшой деревне Карилено, которая находится в 100 км от г. Казани. В детстве, как и многие мальчишки, мечтал стать лётчиком. Но время шло и я начал думать о дальних странствиях, морях и океанах. Тем более, когда мне было пять лет, папа подарил бескозырку, на ленточке которой ярко блестела надпись «Моряк». В школе я учился хорошо, любил шашки и шахматы, кататься на лыжах, играл в хоккей, футбол. После окончания Балтасинской средней школы уехал в г.Баку и поступил в Каспийское Военно-Морское училище имени Сергея Мироновича Кирова, которое успешно окончил в 1982 году. По распределению попал на Дальний Восток в морские части пограничных войск КГБ СССР. Первом местом моей службы была Астраханская отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей, дислоцированная в г.Благовещенске Амурской области. С августа 1982 по август 1984 года проходил службу на должности помощника командира пограничного сторожевого корабля 4 ранга проекта 1204 «Шмель» (в дальнейшем ПСКР). В первое время были определенные сложности, так как я закончил штурманский факультет военно-морского флота, а в силу специфики пограничной службы на пограничной реке Амур, приходилось переучиваться, осваивать речную лоцию, артиллерию, радиоаппаратуру, главные и вспомогательные двигатели и, конечно, подчиненный любимый личный состав!
Учитывая необходимость переподготовки и изучения основ пограничной службы на реках, командование бригады в августе 1982 года направило меня на курсы в г. Анапу в морской центр подготовки специалистов, который я окончил на «хорошо» и «отлично» в ноябре того же года. После возвращения из курсов и переназначения в связи с необходимостью пополнения партгруппы 5 звена кораблей коммунистами, в начале 1983 года я был переведен на ПСКР-375. По итогам боевой и политической подготовки за 1982 год мой корабль занимал 13-ое место среди 15-ти ПСКР. Тогда я, молодой, энергичный, с новыми знаниями и стремлениями, засучив рукава, взялся за улучшение воинской дисциплины, боевой подготовки и воспитательной работы среди матросов и старшин. Благодаря усиленной и кропотливой, постоянной и последовательной служебно-боевой деятельности мой ПСКР-375 по итогам 1983 года поднялся на 6-ое место! Не остался незамеченным мои старания со стороны командования бригады. В ноябре 1984 года я был назначен старшим помощником ПСКР-305 проекта 1248 «Москит». На ПСКР-305 прослужил до июня 1986 года. За это время, благодаря капитану 3 ранга Крылову Андрею Дмитриевичу, его умелому и грамотному руководству служебно-боевой деятельностью, сплоченности и отличной подготовленности экипажа по всем показателям боевой и политической подготовки, наш корабль занимал всегда передовые места в социалистическом соревновании. В то время не было равных ПСКР-305 по итогам сбор-походов в полигон боевой подготовки и артиллерийским стрельбам среди однотипных кораблей.
В моей памяти такие славные офицеры-командиры, как капитан 2 ранга Астафьев Юрий Николаевич (один из единственных офицеров, кто получал дважды «Москит» - ПСКР-305 и 311 на Сретенском судостроительном заводе точно помню, это было в 1986 году, тогда он был капитан-лейтенантом и привел их в Астрахановскую отдельную бригады ПСКР (г.Благовещенск).
В Астрахановскую отдельную бригады ПСКР получали ПСКРы (Москит) капитан-лейтенант Писанов Сергей Александрович – ПСКР – 307 в 1983 году, в этом же году капитан-лейтенант Дворниченко Василий Григорьевич ПСКР-308, капитан-лейтенант Кузьминов Юрий Михайлович в 1984 году ПСКР-309, капитан-лейтенант Семенов Николай Витальевич в ПСКР-310.
В июне 1986 года я был назначен на вышестоящую должность – командиром на новостроящийся ПСКР и переведен в Казакевичевскую отдельную бригаду пограничных сторожевых кораблей, дислоцировавшуюся в с.Казакевичево Хабаровского края. В конце июня 1986 года я вместе с новым экипажем поехал в командировку за получением нового ПСКР-314 в поселок Кокуй Сретенского района Читинской области.
Как сейчас помню, 26 июня 1986 года нас встретили представители CCЗ на автобусе на ст.Куэнга. Нас привезли в п.Кокуй и разместили в пограничном отряде. Завтракали в столовой погранотряда, потом автобус нас забирал на завод. Экипаж работал на объектах. Обед был организован в столовой завода. После работы нас в погранотряд отвозил заводской автобус, ужин в отряде.
Я с большим удовольствием вспоминаю ветерана завода Павла Дмитриевича Егорова, ответственного сдатчика корабля Валерия Васильевича Кольцова, специалистов Николая Шеина, Загузина Юрия Антоновича, военпредов Алексеевнина Юрия Алексеевича, Александрова Сергея, Халтаева Геннадия . Помню, бригаду отличных сварщиков во главе с лауреатом Государственной премии Дубининым Василием Александровичем. При спуске корабля бутылку шампанского об борт корабля очень удачно разбила бригадир маляров Клара Константиновна Пуртова.
По моим записям в записной книжке сохранились вот такие данные:
1) ПСКР-0315 заложен 18 ноября 1985 года.
2) Спуск на воду 11 июля 1986 года.
Переход в сдаточную базу: из п.Кокуй в г.Хабаровск (151 ВЗ) с 15.08 по 23.09.1986г.
3) Швартовые испытания с 11.08. по 20.10.1986г.
4) Ходовые испытания с 20.10. по 26.10.1986г.
5) Государственные испытания с 26.10. по 29.10.1986г.
6) Подписание приемного акта 30.10.1986г.
7) В базу с.Казакевичево Хабаровского района Хабаровского края прибыл 31.10.1986г. – этот день считается согласно приказу Днём рождения ПСКР-314 «Тайфун»!!!
Экипаж с высоким энтузиазмом трудился при получении нового корабля. С большим удовольствием и благодарностью вспоминаю старание, разумную инициативу и трудолюбие старшего корабельного боцмана старшину 2-ой статьи Абрамяна Арама Генриковича, старшину артиллерийской команды старшину 2-ой статьи Замалдинова Владимира Шамгоновича, командира отделения мотористов старшину 2-ой статьи Петку Георгия Константиновича, командира отделения связи и радиотехнических средств старшину 2-ой статьи Федотова Владимира Георгиевича, комендоров Козодаева Игоря Владимировича, Дробязко Сергея Леонидовича, мотористов Омельяненко Владимира Анатольевича, Кисилева Михаила Николаевича и других.
Переход нового ПСКР-314 из пос.Кокуй 151 военного завода г.Хабаровска начался 15 августа 1986 года и составил около 40 суток. Почему так долго? Об этом отдельный рассказ! Этот переход проходил в очень сложных навигационных условиях, связанных с низкими уровнями воды на перекатах рек Шилка и Верхний Амур. Были перебои в обеспечении продовольствием, с буксировщиками Амурского пароходства. Несмотря на все сложности, моряки-пограничники ПСКР-314 справились с поставленными задачами. На переходе особое внимание уделялось вопросам борьбы за живучесть корабля, изучению своего заведования боевых постов, регулярно проводились занятия по боевой и политической подготовке под руководством моего старшего помощника лейтенанта Лазарева Юрия Владимировича, командиров боевых частей лейтенанта Посадскова Олега Николаевича и мичмана Журкина Александра Владимировича.
В Казакевичевской отдельной бригаде пограничных сторожевых кораблей служба была напряженная, особенно в период навигации.
В июне 1988 года ПСКР-314 под моим командованием на 100 км р.Средний Амур (протока Луговая) задержал нарушителя государственной границы СССР, пытавшегося вплавь вернуться на территорию КНР.
В течение трёх навигаций (1988-1990г.г.) мой экипаж ПСКР-314 становился победителем по артиллерийским стрельбам на приз командира бригады капитана 1 ранга Иващенко Александра Ивановича среди кораблей проекта 1248 (Москит). Ныне ПСКР-314 носит имя «Тайфун»!!!
В 1994 году окончил Военно-Морскую Академию в Санкт-Петербурге. Потом служил в Джалинде с августа 1994 по июнь 1999года на различных должностях (ЗНШ-1, ЗНШ-Р, НШ). С июня 1999 по май 2010 года в г.Чите в Погрануправлении на должности «начмора». В 2004 году окончил юридический факультет ЗабГГПУниверситета. Службу окончил в Пограничном Управлении ФСБ России по Забайкальскому краю 19 мая 2010 года в звании «капитан 2 ранга».
Капитан 2 ранга запаса Аглямов Тагир Аглямович.
Р. S. В 2012 году планируется построить 37 судов для нужд России
На судостроительных заводах Украины, Турции, Китая, Германии,
Южной Кореи, Италии, Хорватии и немного в России.
Материал к печати подготовил Е. Вологдин