Статистика наводнений
1897 год - уровень воды поднимался до 10 метров;
1932, 1934, 1948, 1958 годы - уровень воды подни­мался до 7 метров;
1988 год - 6 метров 99 см в районе Сретенска и 7 метров 80 см в районе Усть-Карска.
     
      Я проживаю в поселке Ко­куй, который стоит на берегу реки Шилки. Кокуй – старей­ший посёлок с многолетней историей. Первые поселенцы - русские и украинские кре­стьяне - появились здесь в на­чале 18 века.
      Кокуй переживает свое 300-летие. Первые поселенцы обосновались на прекрасном месте. Многоводная река с лесом по обоим берегам. На правом берегу могучая тай­га, на левом – обширные ме­ста для пашни и пастбищ. По склонам сопок березовые рощи, а в падях Кунга и Мыг­жа заросли черемухи, боярки. В тайге водилось много разных диких животных и птицы. Изюбр, кабан, коза, лиса, заяц и другие. В самом Кокуе были слыш­ны голоса токующего те­терева. В общем, раздолье для землепашца, рыбака и охотника.
      Сегодня Шилку составля­ют две реки. Начало Ингоды на горе Сохондо - 2499 мет-ров над уровнем моря. Ин­тересное для себя открытие сделал: оказывается, из этого же места берет начало ручей Букукан, который впадает в Онон. Пробежав по степям Монголии и территории За­байкалья, эти реки через много сотен верст в местечке Казаново вновь встречаются, чтобы никогда не расставать­ся и нести свои воды к Тихому океану.
      Пронзая насквозь Шил­кинский, Нерчинский, Сре­тенский и Мого­чинский районы, течет «навстречу Солнцу» одна из крупнейших рек Забайкалья – Шил­ка. Невозможно не восхищаться вели­чием и красотой её природы, причуд­ливостью расти­тельного и живот­ного мира. Речное русло имеет высо­кие берега, дно его усеяно валунами и галькой. В верхнем течении реки в русле встречаются по­роги.
Длина реки: 560 км
с Ингодой: 1210 км
с Ононом: 1455 км
Ширина реки от 40 до 200 метров
Глубина до 8 метров
      Длина реки 560 км. Если за исток принять Ингоду, то её длина будет составлять 1210 км, если за исток принять реку Онон, то - 1 455 км. Пло­щадь бассейна — 206 тыс. ква­дратных километров. Течет в общем направлении к северо-востоку на протяжении 500 километров до соединения с Аргунью. Ширина реки от 40 до 200 метров, глубина до 8 метров, в ямах до 14 метров, местами очень мелководна.
      История землечерпатель­ных работ на реках Амурско­го бассейна уходит корнями к 1880 годам, когда впервые проводилось углубление Ус­сурийских перекатов, позднее - на Шилке, Верхнем Амуре.
      Специальной техники для землечерпания не было, поэтому при­менялись традицион­ные выправительные работы: для воздей­ствия на поток зимой возводились времен­ные сооружения. Так, в зиму 1897 года в виде опыта углублялся Уласинский пере­кат. Первоначально предпола­галось на фарватере, по греб­ню переката, длина которого составляла 200-230 метров, проморозить до дна ледяной котлован шириной 12-15 ме­тров и углубить дно кир­ками на 30 см. Но течение воды подо льдом оказа­лось настолько сильным, что лёд промывало не­сколько раз.
      От этого способа от­казались. Проморозили канал поперёк реки, что­бы закрыть течение по всем второстепенным рукавам и увеличить скорость течения по фар­ватеру. Опыт оказался удачным. И по весенним промерам выяснилось, что глубина увеличилась на 40-45 см.
      Небезынтересна история проведения землечерпательных работ в устье реки Ку­ренга, где располагался первый затон для флота в Амурском бассейне, получивший название Мура­вьёвского. При впадении Ку­ренги в Шилку в начале 1850 года по распоряжению графа Муравьёва-Амурского госу­дарственные крестьяне по­строили затон. В комплекс со­оружений входил мол длиной около 130 метров, который защищал устье Куренги от ле­дохода на Шилке, шлюзовые ворота, позволявшие создать подпор в устье Куренги и тем самым увеличить зеркало за­тона.
      В 1938 году на Сретенской судоверфи собраны четыре дизель-электрических зем­лесоса, пришедших с завода «Красное Сормово», произ­водительностью по 280 кубо­метров в час. В этом же году землечерпательный флот по­полнился двумя паровыми землесосами японской по­стройки производительно­стью по 250 кубометров в час.
Шилка отличается отно­сительно малой водностью. Средний расход воды в ни­зовьях 550 м³/с, макс. 11 400 м³/c. Питание реки смешан­ное, главным образом дожде­вое (80 %).
      Шилка бывает свободной ото льда с конца апреля по ко­нец октября, продолжитель­ностью 180-185 дней в году. Прибыль воды обусловлива­ется как таянием снегов в го­рах, так равно и выпадением массы дождя, но эта прибы­лая вода, часто причиняющая много бедствий береговому населению, скоро спадает, после чего настает период об­меления. Мне удалось устано­вить статистику наводнений на Шилке:
1897 году -10 метров;
1932 год – до 7 метров;
1934 год - до 7 метров;
1948 год- до 7 метров;
1958 год – до 7 метров,
особенно пагубно для Усть-Карска, после этого наво­днения Усть-Карский район перестал существовать.
      1988 год - 6 метров 99 см в районе Сретенска и 7 метров 80 см в районе Усть-Карска.
      Это было настоящее сти­хийное бедствие. Народному хозяйству и личному имуще­ству граждан нанесен огром­ный материальный ущерб. Только в народном хозяйстве он составил более 15 млн. полновесных советских ру­блей. Затоплено было 7 насе­ленных пунктов, в том числе и значительная часть поселка Усть-Карск, пострадало 25 го­сударственных предприятий и одно из них - Сретенский судостроительный завод. С 28 на 29 июля резкий подъем воды в Шилке привел к тому, что был остановлен котел. За­стыли компрессоры, оборудо­вание кислородной станции, прекратила работу и насосная станция. Сердце завода, да и поселка, остановилось. Трое суток длилась борьба с водой, и люди победили.
      На Шилке до 145 перека­тов, все они каменисты. Ча­сто эти перекаты приносили много забот Сретенскому судостроительному заводу, создавая проблемы при пере­гоне кораблей. И вот мне бы хотелось рассказать об одном таком случае, как перегоняли малый рыболовный траулер.
      МРТК проекта 1328 (стро­ительный номер 312) был по­строен в 1995 году, а в конце сентября его подготовили к перегону на сдаточную базу в Хабаровск. В половине один­надцатого утра 1 октября 1995 года, погрузив необходимое имущество и оборудование, судно, буксирный катер «Ко­куй» и баржа вышли с завод­ского пирса. Вода в Шилке была небольшая по уровню, и подъем ее в дальнейшем не намечался.
      Дойдя до села Молодовск, ударились о камни на одно­именном перекате. Судно, к счастью, не остановилось – буксирный катер благополуч­но перетащил его, выведя на глубокую воду. Перегонная команда вскрыла все четыре понтона - в правом носовом обнаружились пробоины в виде трещин по днищу. За­делать их было трудно из-за того, что они проходили по обшивке днища и под шпан­гоутами. Команда их запеча­тала конопаткой и деревян­ными клиньями, но устра­нить течь полностью возмож­ности не было.
      3 октября в 12.00 сели на Уласинском перекате. И вновь этот перекат, о котором я го­ворил в начале своего докла­да и с которого начиналась история углубительных работ на р.Шилка. Снялись в 16.30 и метров через 30 снова сели. В этом случае уже конкретно понадобилась техника.
      4 и 5 октября - вновь на мели.
6 октября в 7.45 отошли от берега и в 10.45 сели на мель в районе устья р. Черной. 8 октября в 10.00 снялись с переката, прошли Усть-Чернинский кривун и встали на 245 створе в районе устья р. Кактолга.
9,10 октября - вновь на мели.
15 октября в 8.00 отошли от 139 створы, а в 13.10 сели на Икшинском перекате. С водомерного поста дали сведения, что на Игнашин­ском перекате глубина 0,8 м. Решили на зимовку остаться в Шилке напротив пропуск­ного пункта на левом берегу. Перезимовали, и только 17 июня заказ ушел в Хабаровск.
     Таким образом, переход по реке Шилке длился около 10 месяцев.
     Вот такая непредсказуе­мая наша Шилка.
     В неё впадают до 68 рек и речек и много ручьев, из них более значительные: с ле­вой стороны - Нерча, Куэнга, Кара, Черная, Горбица, Чача, Желтуга; с правой - Куренга, Боты и др. Под названием Амур река начинается от места слияния рек Шилка и Аргунь и имеет длину 2824 км. А знаете ли вы о следую­щих фактах? Старожилы еще помнят, как в годы Великой Отечественной войны с вер­ховий р.Аленгуя для нужд Сретенского судостроитель­ного завода гоняли плоты с лесом. А в восьмидесятые годы прошлого века по Ин­годе ходили пароходы, Чи­тинская пристань была лик­видирована только в начале двухтысячных годов.
      В последние годы проис­ходит смещение русла реки, которое началось с середины 20 столетия естественным путем. В 21 столетии китай­цы пытаются ускорить этот процесс, что может привести к разрушению поселений, расположенных на берегах Амура, падению железнодо­рожного и автомобильного мостов. Китай провел ряд ра­бот по укреплению береговой линии реки Амур, построив бетонные дамбы. В резуль­тате вода размывает пологие берега России и смещает свое русло.
      Еще одной проблемой Амура является его обмеле­ние. Особенно это заметно в районе Хабаровска. Изучая историю судоходства на Шил­ке, я обратил внимание, что всегда - и в царской России и во времена СССР - очист­кой русла занималось госу­дарство. Сейчас необходимо продолжить эту традицию, только тогда Сретенский су­достроительный завод может строить морские суда. И воз­можно, не станет столь разру­шительных наводнений.
 Наводнение 1980 года п. Кокуй
 
Галька Шилкинского дна.
 
Илья Веслополов

в начало                                                                                                                                     на главную