Кропотливая поисковая работа привела нас вновь в г. Комсомольск на Амуре, воспользовавшись бескорыстной помощью директора музея этого города Шабовта Елены Анатольевны. Мы разыскали автора ряда уникальных книг Берсенева Валентина Григорьевича. Валентин Григорьевич дал согласие использовать материалы своих книг в нашей исследовательской работе «Люди, корабли и их судьбы».
        Валентин Григорьевич родился 19 июля 1935 года в с. Троицкое Нанайского района Дальневосточного края в семье служащего. В 1937 году семья была переселена в с. Новокуровка Хабаровского края. В 1943 Валентин Григорьевич пошел в первый класс Новокуровской средней школы, где проучился до шестого класса. В 1949 году семья переезжает в г. Комсомольск на Амуре и Валентин Григорьевич продолжил обучение в школе имени Орджоникидзе.
        В 1950 году поступил учиться в Комсомольский строительный техникум на отделение промышленного и гражданского строительства. После окончания первого курса, перешёл учиться в Комсомольскую рыбопромысловую мореходную школу на судомеханическое отделение. После окончания 1954 году , прошёл военно-морскую стажировку в г. Советская Гавань и был направлен на работу в Средне амурский Госрыбтрест мотористом катера. В сентябре 1956 года в связи с расформированием треста и рыбозоводов Амура, был переведен на работу, на Комсомольскую пристань Амурского речного пароходства вторым помощником механика теплохода «Сапсан». Прошел ступени производственного роста: первый помощник, механик теплохода. В связи с переходом речного транспорта на совмещение профессий штурмана и механика, прошел переподготовку на судоводителя при школе командного состава флота. Последовательно занимал командные должности на буксирных судах, плавучем самоходном кране, пассажирских судах «ОМ-2», «ОМ-6». За время работы без отрыва от производства окончил Всесоюзный заочный техникум речного транспорта. В 1973 Благовещенское речное училище, отделение эклектического оборудование судов. Новосибирский институт инженеров водного транспорта в 1975г. Комсомольский филиал Хабаровского краевого университета Марксизма Ленинизма факультет партийно- хозяйственного актива. После получения высшего образования перешел работать на инженерные должности: старший инженер участка «Рейд» Комсомольского речного порта, в 1975 главным инженером порта, в 1976 начальником технического отдела АРП, в 1988 начальник отдела окружающей среды комсомольского речного порта.
        После выхода на пенсию по возрасту работал эл. Механиком гидровыгружателя «ГВ-10» в Малайзии, а позже шкипер механиком плавучей мастерской «ПМ-402», электриком детского сада №256 ОАО РЖД до октября 2012 года.
        За время работы неоднократно поощрялся руководством. В 1969 и 1974 годах фотография Валентина Григорьевича заносилась на Хабаровскую городскую доску почета, в 1975 на Хабаровскую краевую доску почета. Вручались грамоты МРФ РСФСР, Крайкома ВЛКСМ и КПСС, краевого совета ВОИР и НТО. Удостоен звания: «Заслуженный речник Амура» -дважды, «Лучший рационализатор речного флота РСФСР».
        Награжден медалями: «За трудовую доблесть», «100 летие со дня рождения В.И.Ленина» «Ветеран труда», «300 летие флота России», « медаль Всероссийского общества охраны природы», занесен в книгу почета Хабаровского и Комсомольского речных портов. Действительный член приамурского географического общества.
        Валентин Григорьевич трудился самоотверженно. Но очень важно, что он стал автором таких книг: «150 лет судоходству на Амуре», «На плесах Амура», «Труженики Амура в годы войны». Самое для нас интересующихся историей родного края важное. Что практически на каждой страничке своих книг, автор связывает историю флота с Шилкой, Сретенском, заводом. Особый интерес представляет материал о сплавах, которые организовывались при участии Н.Н. Муравьева из с. Шилка Завод. Еще мы небыли знакомы так близко с Валентином Григорьевичем, но уже пользовались его материалами, исследуя судьбу самоходных сухогрузных теплоходов «СТ-500».
        Понимая, что тираж книг вышедших из под пера Валентина Григорьевича очень мал и доступен только для жителей Дальнего востока, видя какой интерес, посетители нашего музейного сайта проявляют к материалам изложенным под общим названиям «Люди, корабли и их судьбы» нами принято решение наиболее интересные главы его книг опубликовать во всемирной сети.
Е. В. Вологдин

Берсенев В.Г. 2003год.

150 лет русского судоходства на Амуре.

        18 мая 2004 года исполнилось 150 лет с начала русского парового судоходства по реке Амур.
        Освоение рек Амурского бассейна корнями уходит в историю развития Российского государства.
        Истинные патриоты России придавали огромное значение открытию земель Приамурья, укреплению Российских позиций на Дальнем Востоке, началом массового заселения берегов Амура и освоения могучей реки как главной транспортной артерии.
        Прошли годы, и на реке Амур появились крупные речные порты Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск – на – Амуре, Николаевск – на – Амуре, объединившиеся в транспортную магистраль для доставки грузов и пассажиров по Дальневосточному региону и за рубеж. Все годы своего существования флот Амура рос и изменялся. Появились современные теплоходы, скоростные и комфортабельные лайнеры, суда с дизельными силовыми установками, с повышенными осадками и габаритами. Речной флот пополнился судами «река – море», что позволило речникам успешно осваивать Восточно-Азиатские морские порты и морские линии. Сегодня речники Амура делают все возможное для создания на реке нормальных судоходных условий, увеличения грузооборота, обеспечение жителей северных районов топливом, необходимыми товарами и грузами.
        ОАО «Амурское пароходство» издавна славится своими добрыми традициями, высоким мастерством и профессионализмом своих кадров. Полтора века на берегах Амура живут и трудятся люди, глубоко преданные своей реке, родному краю, любимому делу. Они вносят неоценимый вклад в развитие Приамурья и всего Дальневосточного региона.
        Уважаемые работники речного флота! Надеюсь, что и в дальнейшем вы будете успешно решать поставленные перед вами задачи по перевозке грузов и пассажиров. Пусть в этом вам сопутствует удача и успех.
        Поздравляю речников, всех жителей Приамурья со славной исторической датой.
        Желаю вам крепкого здоровья, благополучия.
        С праздником!
        В. Ишаев, губернатор Хабаровского края. 18. 05. 2005 года.
Газета «Тихоокеанская звезда».

Глава  1  2  3                                                                                                                                 на главную