Когда здесь птицы гнёзда стали вить,
Когда из сёл на вольные поля
Селились люди, чтобы лучше жить…
Борис Кузнецов
 
        Все течет, все изменяется, наша жизнь обновляется, что-то в ней появляется, что-то уходит из нее, и уход этот всегда вызывает грустное чувство утраты. А если уходит в небытие целая деревня? Деревни, о которой я хочу вам рассказать уже нет…
        Актуальность: На территории Сретенского района исчезло много деревень и населенных пунктов в силу тех или иных исторических причин: Епифанцево, Фарково, Жарол, Абрамока и другие. Исчезновение села – проблема не только нашего Сретенского района или Забайкальского края это проблема всего нашего государства. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины.
        Свою поисковую работу я начала два года назад, когда прочла в паспорте моей бабушки, Дружининой Татьяны Васильевны, такую запись: «Место рождения - деревня Кирга». На вопрос: «Где она находится»? Она с грусть ответила: «Ее уже нет». К сожалению, и такое случается в жизни. Остались те, кто родился там, жил. Какой была эта деревня, какие люди там жили, и почему деревни не стало. Эта проблема меня серьёзно заинтересовала.
        В прошлом году я выступала с этим докладом на районной исторической конференции, посвященной 85-летию образования Сретенского района в г.Сретенске. Свое исследование я продолжила в этом году. В работе по сбору материала мне помогли документы районного архива, краеведческого музея г.Сретенска, статьи газет «Советское Забайкалье» за 40-90-е годы, написанные очевидцами и журналистами. А также воспоминания жителей села Кирга, проживающих сейчас вблиз лежащих селах и в городе Чите, связь с которыми была налажена по сети Интернет.
1. Природа. История освоения и географическое
положение села Кирга.
        Таежное село Кирга находилось далеко в горах, на северо-востоке Сретенского района, Читинской области, в 70 км от города Сретенска. На левом берегу горной речки Киргинская Чача, несущей свои во­ды в реку Чачу, сливаясь, реки впадают в Шилку. Название «Кирга» происходит от эвенкийского слова «киргайми» - носить, стричь. У жителей свое толкование – от поселенца Киргизова, который построил зимовье и развел скот.
        В объятиях красивой природы, в живописнейшем местечке среди лесистых сопок, располагалась деревня. Исключительно удобное место по достоинству было оценено ещё в 18 веке крестьянами, приписанными к Нерчинским Заводам, а в 1851 перечисленными в Забайкальское казачье войско. Наши предки, наверняка, были поражены богатством и красотой этой местности. Кругом непроходимая тайга, где грибы и ягоды, а на лес­ных полянах — море цветов. Когда-то первые поселенцы метр за метром отвоевывали землю у суровой тайги, чтобы вырастить хлеб. Поля вокруг села были небольшие, словно заплатки. Защищенные от ветров, они давали хорошие урожаи. В реке всегда было много рыбы, в лесу – зверей. Поэтому деревенские жители не бедствовали. Лю­ди здесь жили гостеприимные, накормят проезжего всем, чем богаты сами, наварят ухи или затушат мяса с рассып­чатым картофелем, угостят густой сметаной и вкусным медом.
2. Киргинцы в годы гражданской войны
        Нет в нашей стране уголка, которого бы не коснулся ураган гражданской войны. Вошло в историю гражданской войны и это село. Кирга была почти сплошь партизанской деревней. Командовал сотней партизан Бочкарников Иван Кресантович. В августе 1919 года вос­стали против семеновских порядков казаки Ломовской ста­ницы. Главными организаторами восстания были Пуртов Констан­тин Ксенофонтович и его племян­ник Пуртов Николай Иванович, оба кудеинские. Они первыми и возглавили 7-й партизанский полк. Поддержало их и се­ло Кирга. По предложению казака Бочкарникова Ефима Ивановича на сельской сходке было решено примкнуть к восставшим. Все киргинские казаки в возрасте до 50-ти лет, а набралось их около 50 человек, добровольно вступили в партизанский отряд Пуртова Н.И. Несколько позднее стали участниками легендарных походов 7-го кавалерийского полка под командованием Федота Авваку­мовича Погодаева. Все было на таежных партизан­ских тропах. Немало погодаевцев погибло за народное счастье. Одно и тоже событие описывается очевидцем С.Тонких в газете «Советское Забайкалье» в № 8 за 1971 год и Николаем Степановичем Судаковым и Иннокентием Федотовичем Вологдиным во втором выпуске сборника «Сретенский район: история и современность». А также детали того страшного трагического события восстановил краевед Александр Михайлович Кулаверов. Когда-то он жил в Кокуе, работал на судостроительном заводе, занимался поисковой деятельностью. Вот что в частности он написал: «Лето-осень 1919 года. Банды атамана Семенова свирепствовали по городам, хуто­рам, заимкам и деревням Забайкалья. Бронепоезды «Истребитель», «Беспощадный» и другие передвига­лись по железным дорогам: Белока­заки, харчены обстреливали с броне­поездов деревни и поселки, ловили безвинных людей на станциях, тут же валили на землю, били шомполами. В один из сентябрьских дней броне­поезд с семеновцами подошел к деревне Кокуй. Бандиты привезли партизан. Среди них была молодая учительница с ребенком на руках. Она крепко прижимала его к своей груди. Семеновцы жестоко пытали парти­зан. Семена Егорыча Бочкарникова били прикладами по голове, но он упорно молчал. Тогда усатый казак-семеновец и широкогрудый черный харчен схватили Семена и затащили в колесо паровоза. Затрещала одеж­да, затрещали кости, но Семен молчал. Так и умер молча. Другого партизана Самойлова Михаила ждала такая же участь. Он находился в бронепоезде. Босой, усталый, голодный. «Эх, была, не была, все равно убьют!», - воскликнул Михаил, рванул рукой веревку, спрыгнул с поезда и побежал. Пьяный казак кинулся за ним, но споткнулся и упал. Михаил за это время успел скрыться в переулке. Удалось сбежать - от карателей еще партизанам. Остальные, в том числе и женщина с ребенком, были рас­стреляны. На месте, где стоит памятник, от вражеских пуль пали Григорий Ключевский, Сергей Иванович Тонких, Дмитрий Михайлович Бочкарников, Федот Вологдин, Федот Ксенофонтович Пискарев, Афанасий Михайлович Судаков. Фамилия учи­тельницы не установ­лена». Останки их по­коятся в братской могиле на кладбище в селе Ломы. Об этом свидетельствуют памятники в селе Ломы, на сельском кладбище, и в конце поселка Кокуй, установленный 40 лет назад, в овраге, где были расстреляны партизаны. А позже житель поселка Кокуй Андрюк Г.Г. вылил из бронзы памятник партизанам и установил его в сквере на железнодорожной станции.
         Многие партизаны: П.Ф.Бочкарников, Е.Г.Ключевский, Пискарев Федот Ксенофнтович, Д.М. Бочкарников и другие погибли в боях с белогвардейцами но дело, за которое они отдали свои жизни, тор­жествует вот уже почти столетие. Веч­но будут жить имена бесстрашных героев революции в памяти на­родной.
3. Население и экономика хозяйств 20-30-х годов
        До революции село входило в состав Ломовской казачьей станицы и в 1923 году в Сретенскую волость. Из материалов Сретенского краеведческого музея я узнала данные переписи 1923 года. В Кирге было 60 жилых домов с населением 365 человек. 179 мужчин, 186 женщин, грамотных 83. В селе было 2 батрака. Кулаков в селе не было. Жители имели лошадей 262, коз – 43, крупнорогатого скота – 254, овец -234, свиней – 105. Сеяли ржи 111 десятин, пшеницы 228 дес., овса 100 дес., гречихи 1 дес., сенокосов – 101 дес. Из инвентаря было: сох – 4, плугов -50, борон – 85, жнеек – 8. [12]
        Деревня впервые годы Советской власти жила плохо. В домах не было электричества. Освещением служили керосиновые лампы и древесная лучина. Избы были крыты драньем и тёсом. Больше трудились вруч­ную: косили сено, хлеба, вязали снопы, ухаживали за скотом. Лошадь была не­заменимым помощником в их работе. В 10 км от Кирги находится Урочище Марья, где раньше мыли золото китайцы. Сохранилось несколько могил, где были они похоронены. Тут же была золотоскупка. В селе была одна Набережная улица. Коренными фамилиями были Бочкарниковы и Пискаревы.
        В 1928 году в селе Кирга организовалось товарищест­во по совместной обработке зем­ли. Возглавил его Елизар Ива­нович Бочкарников. Сначала в ТОЗ вступило всего 11 семей, в основном бедняцких. Приобрели тозовцы три конных, жнейки, мо­лотилку, несколько сеялок в кре­дит: кредитное товарищество ба­зировалось тогда в Ломах. По­сеяли 40 десятин зерновых. Год, словно на удачу, выдался уро­жайным. Собрали богатый уро­жай, после чего крестьяне сме­лее пошли в ТОЗ. Счетоводом комму­ны был Бочкарников Степан Никандрович, завхоз Бочкарнико­в Афанасий Хрисанфович. В 1929 году в Кирге уже создается сельхозар­тель «Пахарь», председателем ко­торой односельчане избрали то­го же Бочкарникова Е. И. Потом была коммуна с центром в селе Фирсово. В Кирге было небольшое отделение этой коммуны. Все до последней веревочки, до послед­ней ложки было общим. Но, коммуна просуществовала 20 дней и распалась.
        Как и многие большие и ма­ленькие руководители колхозного движения, Елизар Иванович Боч­карников шел неизведанны­ми дорогами коллективизации, как и у многих, у него и его то­варищей были ошибки в органи­зации этого небывалого дела на селе. В период коллективизации даже в этой маленькой деревне было организовано три колхоза: «Пахарь», «Трудовик» и «Крас­ный партизан». В каждом хозяйстве были свои партийно-комсомольские ячейки, без которых немыслимо представить все колхозное строительство. [3]
3.1 Колхоз «Красный партизан»
        В 1931 году колхозы объединились в сельскохозяйственную артель «Красный партизан». Названа она была так потому, что в годы гражданской войны большинство хлеборобов ушло в партизаны, чтобы своими руками завоевывать власть Советов. Председате­лем артели стал Афанасий Хрисанфович Бочкарников». [3] Центральная усадьба колхоза располагалась в селе Кирга. Из годового отчета колхоза за 1936 год:
Сеяли: пшеница озимая – 228 га
Пшеница яровая – 45 га
Яровая рожь 13 га
Овес – 100 га
Гречиха – 19 га
Вика на зерно – 2.0
Землепользование: По государственному акту у колхоза находится всей земли: площадью - 12209 га,
пашни занимали - 916 га,
сенокосные угодья - 200 га.
выгоном (постоянным пастбищем) – 1500 га
лесом - 6533.0 га
кустарником - 3020.0
        Сельскохозяйственных машин и орудий было: молотилки- 4, сеялки- 6, жатки- 16, плуги конные – 35, культиваторы- 1, бороны зигзаг – 2, конные грабли – 5, сортировки – 2, сенокосилок- 5, соломорезки -1. За один трудодень колхозник получал 0,69 рублей, тракторист 2,50 рубля. Из построек хозяйственного назначения были коровник на 50 голов, телятник на 30 голов, овчарня – 75 голов, свинарник на 30 голов. В селе было две мельницы: водяная и тракторная, 1 кузница, 1 известковая печь. [12]
        Новая жизнь, ло­мая все преграды на своем пути, постепенно, но уверенно входила в отдаленную глухую деревуш­ку... И киргинские мужчины были в первых рядах тех, кто строил эту жизнь, кто защищал ее по­том с оружием в руках. Вот имена некоторых участником конфликта на реке Халкин-Гол:
Бочкарников Елизар Иванович, служил разведчиком, награжден орденом Красного Знамени.
Бочкарников Афанасий Семенович,
Бочкарников Гавриил Ефремович (1914г.р),
Бочкарников Куприян Федорович,
Бочкарников Иван Петрович (1906 г.р. - погиб 23 августа 1939, похоронен в братской могиле. Его имя увековечено на мемориале в городе Чите). [4]
Судаков Елизар Михайлович.
         Сейчас в Борях живет пятеро старых киргинских жителей: супруги Лоншаковы Генрих Сафронович и Валентина Ефимовна, Зимины Семен и Вера Ивановна и Бочкарникова Анна Елизаровна. Они и рассказали мне о жизни людей в военный и послевоенный период.
3.2 Село в годы Великой Отечественной войны
        22 июня 1941 года вероломно напала фашистская Германия на нашу Родину. Один за другим уходили мужчины на фронт. Имена некоторых нам удалось восстановить.
1. Бочкарников Афанасий Михайлович, погиб
2. Бочкарников Афанасий Семенович, вернулся
3. Бочкарников Георгий Семенович, погиб
4. Бочкарников Егор Семенович, погиб
5. Бочкарников Егор Агафонович, погиб
6. Бочкарников Елизар Иванович, вернулся
7. Бочкарников Ефим Ефремович, погиб
8. Бочкарников Иван Агафонович, погиб
9. Бочкарников Иван Васильевич, вернулся
10. Бочкарников Иван Егорович, вернулся
11. Бочкарников Иван Панфилович, погиб
12. Бочкарников Дмитрий Васильевич, вернулся
13. Бочкарников Николай Васильевич, погиб
14. Бочкарников Кузьма Александрович, погиб
15. Бочкарников Сергей Ефремович, погиб под Воронежем
16. Бочкарников Спиридон Афанасьевич, погиб
17. Бубнов Григорий Николаевич, погиб
18. Гаученов Мефодий Сафонович, погиб
19. Ключевский Дмитрий Григорьевич, погиб
20. Ковалев Егор Никитич, вернулся
21. Ковалев Иван Егорович, вернулся
22. Пискарев Александр Фадеевич, вернулся
23. Пискарев Арест Ксенофонтович
24. Пискарев Афанасий Фадеевич, погиб под Курском
25. Пискарев Иннокентий Фадеевич, вернулся
26. Пискарев Иннокентий Михайлович, погиб
27. Сметанин Василий Алексеевич, погиб
28. Сметанин Петр Алексеевич, погиб
29. Сметанин Федор Алексеевич, погиб
30. Судаков Елизар Иванович, вернулся
        Трудное было время - шла война. Пахали, сеяли, убирали урожай, ходили за скотом в основ­ном женщины, старики да подростки. Трудились не покладая рук, чтобы приб­лизить час Победы и каж­дый, день, с надеждой и страхом; ждали писем с фронта. Боязнь получить похоронку жила в каждой семье. К большому несча­стью, они стали приходить. Без крови, ран и слез, без щемящей боли за погиб­ших ни одна война не об­ходится.
        Фронт требовал хле­ба, мяса и других продуктов. Женщины хорошо знали об этом. Ра­ботали под девизом: «Все для фронта, все для победы». Комсомольцы и молодежь села собирали теп­лые вещи для фронтовиков, писали теплые неж­ные письма. Мужчин в колхозе почти совсем не осталось, поэтому на курсы трактористов стали направлять деву­шек. Работали они в основном на газогенераторном колеснике «СТЗ». Трактор этот был очень примитивным. Без кабины, с железным сиденьем и с большими железными колесами со шпорами, которые прикручивали на болты, а на передние надевались ребра, тоже железные. Его нужно было топить чурочками. Трактор тарахтел, как старая телега, дымил и коптил, но все же таскал за собой два плуга. Тут же, в поле, девушки разбирали тракторы, устраняли неисправ­ность, ночью пахали, а днем ве­ли сев. Помогали им в работе школьники, которых научили ее управлять прицепом, поднимать рычаги.
        Моя бабушка рассказала мне о трагическом случае, который произошел с ее тетей, Масленниковй Марией Михайловной, она тоже была трактористкой. Однажды по пути на поле ее трактор перевернулся. Дорога с краю была размыта дождем. Молодая девушка трагически погибла.
        Многие женщины трудились механизаторами, стали высококлассными специалистами. Их самоотверженность отмечена высокими наградами Родины.
        Большой вклад внесла в развитие колхоза «Красный партизан», а затем совхоза «Ломовской» женщина – трактористка Ковалева Екатерина Егоровна. С 1943 года, после окончания школы механизации, более сорока лет трудилась она на вспашке, уборке, разных хозяйственных работах. Поисти­не героический труд женщины-труженицы, женщины-коммуни­стки. За долголетний, честный, добросовестный труд в совхозе «Ломовской» передовая тракто­ристка Екатерина Егоровна Ковалева много раз награждалась Почетными грамотами. В 1962 году ее наградили медалью «За освоение целинных и залежных земель». В 1971 году — орденом Тру­дового Красного Знамени.
        А в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые успехи, тракторист-машинист совхоза «Ломовской», член райкома КПСС, Екатерина Егоровна Ковалева бы­ла награждена высшей правительственной на­градой, орденом Ленина.
         Председателем колхоза всю войну был инвалид Пискарев Михаил Ксенафонтович – человек строгий, хозяйственный, любящий порядок. Всей душой болел за жителей села. И если не было у колхоза семян для посева хлеба, то он ездил в Сретенск до тех пор, пока не дадут зерно. Хлеб сажали на Киргинских россошинах, Большом лугу, Сухом лугу, возле ручья Грязнуха, в Гажине, Прониной. Полученный хлеб продавали государству, оставив в колхозе только семена. Под картофельные поля было отведено 10 гектаров. В паде Буглук сажали зеленку, были покосы. Кроме основного корма, для животных заготавливали веточный -из березы, осины, вербы и тополя. В 20 километрах от села была россыпь известняка. Богатая забайкальская природа как бы вытолкнула на поверхность свои сокровища. Пользуются этими богатствами до сих пор жители села Бори.
        Трудно пришлось женщинам и подросткам в грозную годину войны. Только они все вынесли на своих плечах, весь этот непосильный труд.
3.4 Образование. Культура. Религия
        Еще в 1928 году в Кирге была построена начальная малокомплектная школа. В ней учились деревенские дети с 1 по 4 класс. В школе было два кабинета для учащихся, и две учительских комнаты. Дальнейшее образование, до 1954 года, дети получали в средней школе села Ломы, потом Фирсово. Из воспоминаний бывших учеников в школе работали: Фаина Николаевна (первый учитель), Боробов Михаил Афанасьевич или Николаевич, Козырина Вера Васильевна, Тонких Клара Петровна (1935г.р), Бочкарникова (Сукнева) Валентина Васильевна и Калашникова (Портнягина) Эльвира Константиновна, Белоносова Галина, Пискарева (Бочкарникова) Татьяна Петровна (последний учитель).
        В августе 1968 года году школу закрыли, так как учащихся с 1 по 4 класс набралось в этот год всего 11 человек. Шесть первоклассни­ков возили до села Бори, за несколько километров от Кирги. Остальные учащиеся разных начальных и старших классов, всего 14 человек, разме­стили в Фирсовском интернате, за 25 километров от се­ла Кирги. Позже здание школы было перевезено в село, Бори сейчас там находится клуб.
        Колхозная молодежь, несшая на сво­их плечах основной груз общественного труда, старалась сделать жизнь на селе разнообразней, содержательней. В 1956 году изба-читальня в Кирге, находилась в убогой избушке. Заведовал ей Боробов. Позже изба была перестроена в колхозный клуб, где постоянно шли репетиции концертов. «Так, к 29–й годовщине Октябрьской революции в празднично убранном клубе демобилизованные воины Советской Армии награждались медалями «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945гг.» В числе первых получили правительственные награды старейшие колхозники Афанасий Хрисантович Бочкарников, Николай Иванович Бубнов и Ефрем Иванович Бочкарников. Всего получили награды 16 человек.» В клубе были свои члены редколлегии, которые выпус­кали стенную газету. По выходным здесь показывали кинофильмы, киномехаником был Ф. Г. Гусевский, житель села Бори, а также Вениамин Швалов (1958) приезжал в Киргу из Сретенска 2-3 раза в месяц. Заведующими (избач- так называли жители) в разное время были Пискарева Мария, Р.Тонких (1958), Лоншакова Валентина Ефимовна, Бочкарников Дмитрий Прокопьевич.
        В деревне работал продовольственный магазин. Хлеб пекли в соседнем селе Фирсово. До 1947 года хлеб получали по карточкам. Продавцами трудились Бочкарников Василий Прокопьевич, Бочкарникова Вера (1959), Бочкарникова Мария Демидовна. Около 20 лет, до самого закрытия магазина в селе, продавцом была Тонких Роза Васильевна. За добросовестный труд ей было присвоено высокое звание ударника коммунистического труда, правление Фирсовского сельпо неоднократно представляло ее к поощрениям и наградам. Первую медицинскую помощь на селе оказывала фельдшер из села Бори - Масленникова Галина Григорьевна.
        Никто не помнит, когда и кем была построена часовня. По словам Зиминой Веры Ивановны, коренной жительницы, «с начала основания деревни». На часовне было три колокола. По воспоминаниям жителей звонарем в часовне был Бочкарников Максим, последним - Семен. Часовня была небольшая, но в ней было очень много старинных икон. За порядком внутри и около здания следила Бочкарникова Елена Савельевна (1875 г.р), (бабка Сениха – так называли ее между собой односельчане).
        С приходом Советской власти часовня была разгромлена, иконы разворованы. Но в памяти Веры Ивановны остался образ главной иконы - Пресвятой Богородицы, Казанской. Икона была старинная, написанная на металле, под тонким стеклом и запиралась на ключ. Ее схоронила у себя Бочкарникова Прасковья Семеновна (1892г.р.) запрятав на крыше дома, а через некоторое время вернув в разбитое здание часовни, где она находилась еще долгое время. Когда люди из села стали уезжать, ее забрала с собой Бубнова Анна Николаевна. Так икона оказалась в селе Бори. После, Анна Николаевна передала икону в Сретенскую церковь, где она находится по сей день. Около часовни в 1931 году были расстреляны и захоронены трое киргинских партизан: Бочкарников Прокопий Федосеевич (1890г.р) – отец председателя колхоза Бочкарникова Дмитрия Прокопьевича; Судаков М.М. (Микиша) и Бубнов (Николай?).
        В 1956 году населённый пункт Кирга был радиофицирован, в 36 домах членов сельхозартели «Красный партизан» впервые заговорило радио. Кроме домов колхозников были радиофицированы клуб, школа и ферма.
3.5 Хозяйственная жизнь села в 50-60 годы
        Состав колхоза на 1 января 1950 года: дворов – 22, население 102 человека. Сеяли табак – 2га, выращивали огурцы – 0,25 га, столовые корнеплоды – 1,75 га. В 50-х годах в Кирге была своя свиноферма, на которой добросовестно трудились Мария Шапоренко, Тамара Пискарева и другие. На молочно-товарной ферме хороших результатов добивались доярки: Анна Ивановна Смирнова, А.Е.Судакова, А.П.Сметанина, В.И.Бочкарникова, В.Савельева, О.П.Сметанина, Пискарева М.А. Был телятник на 80 голов. Старший чабан Михаил Васильевич Перфильев за хорошую работу, был послан в Москву на Всесоюзную Сельскохозяйственную выставку. На овце-товарной ферме содержалось около 200 овец. Был птичник. Заведовал животноводством колхоза «Красный партизан» Пискарев. Счетоводом некоторое время был В.Пестерев. Было свое овощехранилище на 300 тонн, амбар под зерно, крытых тока- 2, полевых стана- 2.
        До 1958 года Кирга входила в состав Боринского сельского совета. Как и повсюду в стране с этого года в районе начинается укрупнение колхозов. Решением Читинского облисполкома № 135 от 3 апреля 1959 года Фирсовский, Уктычинский, Кудеинский и Боринский сельские советы объединены в один Фирсовский сельский совет. Колхоз «Красный партизан» отошел в состав колхоза «Сибирь» села Фирсово. Последним председателями колхоза был Бочкарников Дмитрий Прокопьевич.
        В 1961 году был образован совхоз «Ломовской» в состав которого входили территории Молодовского, Фирсовского, Ботовского сельских советов с их населенными пунктами.
        Несмотря на то, что в 1965 году провели свет. С этого же года начали разъезжаться жители. [12]
        С 1982 года Кирга исключена из учётных данных в связи с переселением жителей в разные села района: Бори, Фирсово, Ломы, Куэнга и другие. Все дома были перевезены в соседние села. Последней из села уехала Сметанина Надежда Петровна, а дом, в котором она жила, одиноко стоял почти три десятилетия и служил укрытием от дождя и солнца косарям. Лет семь назад во время пала прошлогодней травы дом сгорел. На горе находится деревенское кладбище. Сейчас на месте села простираются сенокосные угодья жителей села Бори и Фирсово. Жители соседних сел уезжают туда рыбачить, много в тех местах ягоды.
Заключение
        В результате исследования был собран и систематизирован материал о селе Кирга. Мы попыталась восстановить ещё одну страницу истории нашего района. В ходе работы посчастливилось узнать много интересного из жизни деревни. Установлено, что Киргу основали крестьяне ещё в 18 веке. Отъезд жителей начался с укрупнения колхозов, когда, закрыли начальную школу, магазин, клуб. Жителей поставили в такие условия, когда жить было уже не возможно. Судьба любого села – это судьба людей. Жизнь каждого из них - частица великой истории России. Они - свидетели и участники грандиозных исторических событий, и мы должны сделать все возможное, чтобы то, что живет в воспоминаниях жителей этих сел, их родственников, было зафиксировано, стало историческим документом.
        Многих жителей, кто вписал своими делами страницы истории Кирги, уже нет, но память о них жива. Пожелтевшие страницы в архивах, выцветшие чернила, старинные фотографии не просто доносят до нас из глубин времен лица и поступки ушедших поколений, они напоминают нам о том, что человек на земле не исчезает бесследно, остается память о нем. Память души, сердца, разума.
 
        В результате такой работы постепенно складывается архив материалов по краеведению, который представляет интерес для районной библиотеки, краеведческого музея. Нужно это хранить, вспоминать и рассказывать другим, тогда и память будет жива. Это ведь наследство потомкам нашим - детям, внукам, правнукам.

  в начало                                                                                                                                  на главную