В 2011 году Сретенский судостроительный завод принял участие в социальной программе, направленной на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. В рамках этой программы на территории поселка Кокуй во втором микрорайоне возводится многоквартирный дом. Для его строительства судостроительным заводом были заключены договоры на поставку кирпича с предприятиями ООО «Мир» и ОАО «Силикатный завод». В документах сторонами было оговорено, что поставка стройматериала будет осуществляться полувагонами. Но до сих пор с заводов-изготовителей в Кокуй не прибыл, ни один вагон кирпича. Почему? Это нашей газете объяснил Геннадий Михайлович Вологдин, заместитель директора ООО ССЗ по коммерческим вопросам.
- В апреле и мае нашим заводом была произведена оплата кирпича с поставкой его железнодорожным транспортом полувагонами, как красного кирпича с ООО «Мир», так и силикатного с одноименного завода,
- объясняет Геннадий Михайлович. Когда дело дошло до отгрузки материалов, оба предприятия, ссылаясь на непредоставление полувагонов железной дорогой, отказали нам в поставке кирпича железнодорожным транспортом. Учитывая, что сроки строительства сжаты, а срыв сдачи социально важного объекта невозможен, мы вынуждены были вывозить кирпич автомашинами. Почему это произошло, спросите вы? Мы тоже задались этим вопросом. Написали несколько писем Губернатору края Гениатулину, полномочному представителю Губернатора по Сретенскому району Литвинцеву, начальнику железной дороги Иванову с просьбой оказать содействие в выделении полувагонов для отгрузки кирпича в наш адрес. И вот какой ответ нам пришел из Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», я его процитирую: «…В настоящее время органами государственной власти Российской Федерации реализуется четвертый этап реформирования железнодорожного транспорта, на котором завершается создание конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами. В результате проводимых структурных преобразований железнодорожной отрасли эксплуатируемый парк вагонов перевозчика поэтапно переводится в категорию приватных, а к концу первого полугодия 2011 года оставшийся парк грузовых вагонов ОАО «РЖД» полностью будет передан в уставной капитал ОАО «Второй грузовой компании». И далее: «…Для обеспечения вывоза грузов, которые предъявляются к отправке, грузоотправителям необходимо заключать договор на перевозку с собственниками подвижного состава». Следующий ответ пришел из Министерства территориального развития края, в котором говорилось, что у наших поставщиков не заключены договоры на использование вагонов ни с одной из компаний-операторов полувагонов и платформ. А все грузовые компании требуют, чтобы заявки на полувагоны были представлены на год вперед с указанием конкретного объема перевозок. Это ладно, такие изменения мы бы пережили, но то, что тарифы на грузоперевозку выросли более чем в два раза, это уже слишком. Давайте подсчитаем, во сколько обойдется нашему заводу доставка одного вагона кирпича. Если раньше железной дороге за грузоперевозку в полувагонах мы платили чуть более 20 тысяч рублей, то теперь ОАО «Первая грузовая компания» за использование одного полувагона до станции Сретенск запросила 32123,2 рубля без НДС, кроме этого плата в ОАО «РЖД» за перевозку груза составляет более 20 тысяч рублей. Нехитрая арифметика показывает, что один вагон обойдется нам приблизительно в 55 тысяч рублей, а у нас 15 вагонов кирпича. Таких затрат завод позволить себе не может.
На сегодняшний день мы уже вывезли весь красный кирпич с ООО «Мир», это порядка пяти вагонов, и сейчас вывозим с силикатного. Вот недавно появилась информация, что Силикатный завод в августе поставит нам пять вагонов кирпича, но пока этих вагонов нет.
21 век для России - век реформ и модернизаций. Давайте вспомним, что уже было отреформировано. И что первое приходит на ум? Конечно же, реформа образования с Единым госэкзаменом. Затем – здравоохранение, реформа МВД, в результате которой Кокуй лишился дежурной части, но сейчас, слава Богу, в поселке есть пункт полиции. Ах да, чуть не забыл реформу нашей доблестной Российской Армии и Флота. И вот теперь реформа железнодорожного транспорта. Конечно, хотелось бы верить, что все это делается во благо, но после вышеизложенного, как не вспомнить слова бывшего председателя Правительства, и.о. президента России, ныне покойного В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Денис Должиков.
Справка «СЗ»:
Этапы структурной реформы на железнодорожном транспорте:
I этап (подготовительный). 2001-2003 гг.
• Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО «Российские железные дороги».
• Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
II этап. Оптимизация структуры управления РЖД. 2003-2005 гг.
• Создание ДЗО ОАО «РЖД», осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- пригородные пассажирские перевозки;
- сервисные предприятия;
- машиностроение;
- телекоммуникации;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и проектирование в области ж/д транспорта.
• Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
• Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
III этап. Создание и развитие конкурентоспособного рынка железнодорожных перевозок. 2006-2010 гг.
• Доведение доли частного грузового подвижного состава до 100%.
• Продолжение реформирования пассажирского комплекса (создание Федеральной пассажирской компании и пригородных пассажирских компаний).
• Передача в частную собственность сервисных ДЗО ОАО «РЖД» (ремонтного комплекса, сервиса подвижного состава, строительства и ремонта инфраструктуры, логистики).
• Привлечение инвестиций в отрасль через продажу пакетов акций ДЗО ОАО «РЖД» частным компаниям.
• Заключение сетевого контракта между Правительством РФ и ОАО «РЖД» (сетевой интегратор).
Сретенский район до реформы обслуживали два плацкартных и один купейный вагоны до Читы, работала товарная контора, багаж доставляли до ст. Сретенск, работала контейнерная станция.