Статистика наводнений
1897 год - уровень воды поднимался до 10 метров;
1932, 1934, 1948, 1958 годы - уровень воды поднимался до 7 метров;
1988 год - 6 метров 99 см в районе Сретенска и 7 метров 80 см в районе Усть-Карска.
Я проживаю в поселке Кокуй, который стоит на берегу реки Шилки. Кокуй – старейший посёлок с многолетней историей. Первые поселенцы - русские и украинские крестьяне - появились здесь в начале 18 века.
Кокуй переживает свое 300-летие. Первые поселенцы обосновались на прекрасном месте. Многоводная река с лесом по обоим берегам. На правом берегу могучая тайга, на левом – обширные места для пашни и пастбищ. По склонам сопок березовые рощи, а в падях Кунга и Мыгжа заросли черемухи, боярки. В тайге водилось много разных диких животных и птицы. Изюбр, кабан, коза, лиса, заяц и другие. В самом Кокуе были слышны голоса токующего тетерева. В общем, раздолье для землепашца, рыбака и охотника.
Сегодня Шилку составляют две реки. Начало Ингоды на горе Сохондо - 2499 мет-ров над уровнем моря. Интересное для себя открытие сделал: оказывается, из этого же места берет начало ручей Букукан, который впадает в Онон. Пробежав по степям Монголии и территории Забайкалья, эти реки через много сотен верст в местечке Казаново вновь встречаются, чтобы никогда не расставаться и нести свои воды к Тихому океану.
Пронзая насквозь Шилкинский, Нерчинский, Сретенский и Могочинский районы, течет «навстречу Солнцу» одна из крупнейших рек Забайкалья – Шилка. Невозможно не восхищаться величием и красотой её природы, причудливостью растительного и животного мира. Речное русло имеет высокие берега, дно его усеяно валунами и галькой. В верхнем течении реки в русле встречаются пороги.
Длина реки: 560 км
с Ингодой: 1210 км
с Ононом: 1455 км
Ширина реки от 40 до 200 метров
Глубина до 8 метров
Длина реки 560 км. Если за исток принять Ингоду, то её длина будет составлять 1210 км, если за исток принять реку Онон, то - 1 455 км. Площадь бассейна — 206 тыс. квадратных километров. Течет в общем направлении к северо-востоку на протяжении 500 километров до соединения с Аргунью. Ширина реки от 40 до 200 метров, глубина до 8 метров, в ямах до 14 метров, местами очень мелководна.
История землечерпательных работ на реках Амурского бассейна уходит корнями к 1880 годам, когда впервые проводилось углубление Уссурийских перекатов, позднее - на Шилке, Верхнем Амуре.
Специальной техники для землечерпания не было, поэтому применялись традиционные выправительные работы: для воздействия на поток зимой возводились временные сооружения. Так, в зиму 1897 года в виде опыта углублялся Уласинский перекат. Первоначально предполагалось на фарватере, по гребню переката, длина которого составляла 200-230 метров, проморозить до дна ледяной котлован шириной 12-15 метров и углубить дно кирками на 30 см. Но течение воды подо льдом оказалось настолько сильным, что лёд промывало несколько раз.
От этого способа отказались. Проморозили канал поперёк реки, чтобы закрыть течение по всем второстепенным рукавам и увеличить скорость течения по фарватеру. Опыт оказался удачным. И по весенним промерам выяснилось, что глубина увеличилась на 40-45 см.
Небезынтересна история проведения землечерпательных работ в устье реки Куренга, где располагался первый затон для флота в Амурском бассейне, получивший название Муравьёвского. При впадении Куренги в Шилку в начале 1850 года по распоряжению графа Муравьёва-Амурского государственные крестьяне построили затон. В комплекс сооружений входил мол длиной около 130 метров, который защищал устье Куренги от ледохода на Шилке, шлюзовые ворота, позволявшие создать подпор в устье Куренги и тем самым увеличить зеркало затона.
В 1938 году на Сретенской судоверфи собраны четыре дизель-электрических землесоса, пришедших с завода «Красное Сормово», производительностью по 280 кубометров в час. В этом же году землечерпательный флот пополнился двумя паровыми землесосами японской постройки производительностью по 250 кубометров в час.
Шилка отличается относительно малой водностью. Средний расход воды в низовьях 550 м³/с, макс. 11 400 м³/c. Питание реки смешанное, главным образом дождевое (80 %).
Шилка бывает свободной ото льда с конца апреля по конец октября, продолжительностью 180-185 дней в году. Прибыль воды обусловливается как таянием снегов в горах, так равно и выпадением массы дождя, но эта прибылая вода, часто причиняющая много бедствий береговому населению, скоро спадает, после чего настает период обмеления. Мне удалось установить статистику наводнений на Шилке:
1897 году -10 метров;
1932 год – до 7 метров;
1934 год - до 7 метров;
1948 год- до 7 метров;
1958 год – до 7 метров,
особенно пагубно для Усть-Карска, после этого наводнения Усть-Карский район перестал существовать.
1988 год - 6 метров 99 см в районе Сретенска и 7 метров 80 см в районе Усть-Карска.
Это было настоящее стихийное бедствие. Народному хозяйству и личному имуществу граждан нанесен огромный материальный ущерб. Только в народном хозяйстве он составил более 15 млн. полновесных советских рублей. Затоплено было 7 населенных пунктов, в том числе и значительная часть поселка Усть-Карск, пострадало 25 государственных предприятий и одно из них - Сретенский судостроительный завод. С 28 на 29 июля резкий подъем воды в Шилке привел к тому, что был остановлен котел. Застыли компрессоры, оборудование кислородной станции, прекратила работу и насосная станция. Сердце завода, да и поселка, остановилось. Трое суток длилась борьба с водой, и люди победили.
На Шилке до 145 перекатов, все они каменисты. Часто эти перекаты приносили много забот Сретенскому судостроительному заводу, создавая проблемы при перегоне кораблей. И вот мне бы хотелось рассказать об одном таком случае, как перегоняли малый рыболовный траулер.
МРТК проекта 1328 (строительный номер 312) был построен в 1995 году, а в конце сентября его подготовили к перегону на сдаточную базу в Хабаровск. В половине одиннадцатого утра 1 октября 1995 года, погрузив необходимое имущество и оборудование, судно, буксирный катер «Кокуй» и баржа вышли с заводского пирса. Вода в Шилке была небольшая по уровню, и подъем ее в дальнейшем не намечался.
Дойдя до села Молодовск, ударились о камни на одноименном перекате. Судно, к счастью, не остановилось – буксирный катер благополучно перетащил его, выведя на глубокую воду. Перегонная команда вскрыла все четыре понтона - в правом носовом обнаружились пробоины в виде трещин по днищу. Заделать их было трудно из-за того, что они проходили по обшивке днища и под шпангоутами. Команда их запечатала конопаткой и деревянными клиньями, но устранить течь полностью возможности не было.
3 октября в 12.00 сели на Уласинском перекате. И вновь этот перекат, о котором я говорил в начале своего доклада и с которого начиналась история углубительных работ на р.Шилка. Снялись в 16.30 и метров через 30 снова сели. В этом случае уже конкретно понадобилась техника.
4 и 5 октября - вновь на мели.
6 октября в 7.45 отошли от берега и в 10.45 сели на мель в районе устья р. Черной. 8 октября в 10.00 снялись с переката, прошли Усть-Чернинский кривун и встали на 245 створе в районе устья р. Кактолга.
9,10 октября - вновь на мели.
15 октября в 8.00 отошли от 139 створы, а в 13.10 сели на Икшинском перекате. С водомерного поста дали сведения, что на Игнашинском перекате глубина 0,8 м. Решили на зимовку остаться в Шилке напротив пропускного пункта на левом берегу. Перезимовали, и только 17 июня заказ ушел в Хабаровск.
Таким образом, переход по реке Шилке длился около 10 месяцев.
Вот такая непредсказуемая наша Шилка.
В неё впадают до 68 рек и речек и много ручьев, из них более значительные: с левой стороны - Нерча, Куэнга, Кара, Черная, Горбица, Чача, Желтуга; с правой - Куренга, Боты и др. Под названием Амур река начинается от места слияния рек Шилка и Аргунь и имеет длину 2824 км. А знаете ли вы о следующих фактах? Старожилы еще помнят, как в годы Великой Отечественной войны с верховий р.Аленгуя для нужд Сретенского судостроительного завода гоняли плоты с лесом. А в восьмидесятые годы прошлого века по Ингоде ходили пароходы, Читинская пристань была ликвидирована только в начале двухтысячных годов.
В последние годы происходит смещение русла реки, которое началось с середины 20 столетия естественным путем. В 21 столетии китайцы пытаются ускорить этот процесс, что может привести к разрушению поселений, расположенных на берегах Амура, падению железнодорожного и автомобильного мостов. Китай провел ряд работ по укреплению береговой линии реки Амур, построив бетонные дамбы. В результате вода размывает пологие берега России и смещает свое русло.
Еще одной проблемой Амура является его обмеление. Особенно это заметно в районе Хабаровска. Изучая историю судоходства на Шилке, я обратил внимание, что всегда - и в царской России и во времена СССР - очисткой русла занималось государство. Сейчас необходимо продолжить эту традицию, только тогда Сретенский судостроительный завод может строить морские суда. И возможно, не станет столь разрушительных наводнений.
Наводнение 1980 года п. Кокуй
Галька Шилкинского дна.
Илья Веслополов