/ Амурская эпопея/
 
      16 марта 2000 года был заключен договор о поставке судна проекта 1328М типа «Балтика» зав. № 317 с рыболовецкой компанией «КАМСИНГ». Завод взял на себя обязательство - готовое к эксплуатации судно передать в октябре 2000 года. Стоимость судна составляло 465000 $ США. Заказ должен быть построен в соответствии стандартной спецификации на строительство, правда, с заменой дизель генераторов. Процент продвижения готовности на данный момент составлял -32%, не было главного двигателя, промысловой лебедки, дизель генераторов, водогрейного котла. В июне заказ на 100% испытан, идут работы по изоляции и обстройке помещений, подготовке судна под Электромонтаж, ведутся монтажи котла, мультипликатора, насосов НЦВ. Заказ планировалось спустить на воду 21 -22 августа. По желанию заказчика завод закупил два дизель генератора по 30 кВт каждый, были сложности по покупке водогрейного котла на Украине, приобрели у коллег ООО «Тритмэнт» г. Выборг. Для понтонирования заказа недоставало два понтона. Отсутствие 100% комплектации оборудованием, большой объем незавершенных работ, вынудило завод принять решение по конвертованию заказа и транзитом через Николаевск-на-Амуре отправить заказ до сдаточной базы в г. Советская — Гавань. 14 сентября заказ запонтонирован и на четырех понтонах с осадкой 1330 мм. готов к буксировке на сдаточную базу. Вода падает на рейке завода уровень -2,05 м. Заказ пошел буксируемый заводским катером «Кокуй» капитан т. Вершинина А.С. Реку Шилку прошел более благополучно, садились на мель в р-не Куларок и Уласинском перекате. Вышли в верхний Амур. Решается вопрос по буксировке заказа с г. Благовещенска до г. Хабаровска, в р. Амур вода падает, с буксиром пока не решено, вынуждены вести заказ своими силами до п. Поярково, а далее в караване с сухогрузом или баржами под бортом. 09 октября в районе с. Сергеевка где-то около 60 км. не доходя г. Благовещенска капитан Вершинина, меняет направление и мимо судоходного хода, который проложен ближе к китайскому берегу решает обойти остров с правой стороны, не смотря на то, что остров обозначен буями. Судно правым бортом садится на отмель. Недалеко вниз по течению так же сидит баржа Амурского речного пароходства (брошенная). Несколько попыток снять заказ с мели не увенчались успехом. 13.10.2000 г. получена информация с завода выдвигаться с г. Хабаровск в г. Благовещенск для решения вопросов по снятию заказа с мели и дальнейшей буксировке в г. Хабаровск на сдаточную базу. Во время перехода 317 заказа буксируемого т/х «Кокуй» связи практически никакой не было, капитан вел заказ, не сообщая о его продвижении, что осложняло принятие необходимых решений. В это же время заводской буксир «Судостроитель» ведомый капитаном Злыгостевым С. выполнивший все работы по 316 заказу на сдаточной базе в г. Хабаровск двигался вверх по Амуру, прошел с. Пашково ( 583 км.)
 
 
В 15часов местного времени я выехал из г. Хабаровска в г. Благовещенск, в 8 утра 14 октября прибыл в г. Благовещенск и сразу поехал на завод (БСЗОР). Первая встреча была с зам. директора по производству т. Громовым В.И., который пообещал оказать всестороннюю помощь. Информации о судьбе заказа было мало, поэтому поехали в воднотехнический участок и судовую инспекцию, но на месте ни Долгополова ПА., ни Петрова В.С. не оказалось, правда, диспетчер дал необходимую справку о состоянии дел: идет попытка съема заказа с мели тремя судами - буксиром «Кокуй», т/х «Залив» от воднотехнического участка, правда, работающего на последнем издыхании и подошедшего с г. Хабаровска буксира «Судостроитель» нашего завода, но положительных результатов пока недостигнуто. На «Судостроителе» закончилось топливо. Пошел первый снег. На Благовещенском заводе через директора Попова В.С. решен вопрос о заиме топлива и бензозаправщике, к вечеру хотели везти топливо на буксир, но погодные условия не позволяют, да и прием топлива ночью осложняется, откладываем поездку до утра. Чтобы не терять время еду в торговый порт, на встречу с капитаном порта Руденко В.С. Обстановка по буксирам типа РТ-1741 не обнадеживающая, рабочие буксиры находятся в аренде по перевозке металлолома в Китай. Два буксира работают на р. Зея тоже на съеме с мелей своего флота, да и уровень в устье р. Зея не позволяет им выйти в р. Амур. В итоге помочь ничем не могут, т.е. получил отказ в вежливой форме. 15 октября в 7 часов утра на заправленном бензовозе выехал в с. Сергеевку, подошел «Судостроитель», принял топливо - ребята уставшие, но силы еще есть, буксир «Кокуй на средних оборотах подмывает понтоны- 317 заказа, появилась надежда, заказ начал давать признаки «шевеления». Заправив буксир, переговорили с капитаном Злыгостевым С. о дальнейших действиях - договорились в случае съема заказа 317с мели буксировать его до г. Хабаровска, а буксир «Кокуй» оставить на зимний отстой в Благовещенске, также определили, сколько на переход понадобиться топлива, масла, провизии. Все решено, буксир пошел к 317 заказу продолжать подмывать понтоны. Еду обратно в Благовещенск, в воднотехнический участок и инспекцию, переговорил с руководителями и диспетчером о непрерывной связи с т/х «Залив» находившемся на съеме заказа. Еду на завод. В это время по местному ТУ и радио неоднократно по линии МЧС идут сообщения о том, что буксируемый заказ № 317 Сретенского судостроительного завода находится в чрезвычайной ситуации, просят оказать все организации помощь по снятию заказа с мели, так как погодные условия ухудшаются, идет снег, уровень воды падает. На заводе т. Громов, т. Попов, т. Червонцев решают вопрос о выделении 2-х бензовозов топлива, 1 бочки масла для «Судостроителя», никто не чинит препятствий, все решается с ходу. Диспетчерская служба каждый час дает более обнадеживающую информацию, а в 16— с небольшим дают долгожданную весть - 317 заказ на плаву, идет оснастка к буксировке заказа «Судостроителем». Пока судно буксируют в Благовещенск, еду в инспекцию решать вопрос с лоцманом и оформляю судовую роль на переход. К вечеру 317 заказ поставили на рейд г. Благовещенска, а буксиры «Судостроитель» и «Кокуй» в завод к пирсу. Утром 17 октября т/х «Судостроитель» занимается бункеровкой топлива, масла, закупает провизию, буксир «Кокуй» готовится к зимнему отстою, также на заводе оставляем «Курейку», емкость для дизтоплива 7 м и мелкие расходные материалы. В инспекции получил судовую роль и договор на лоцманскую проводку, после обеда все готово, все решено. В 17 часов т/х «Судостроитель» снимается с 317 заказом с якоря и идет в Хабаровск, я еду на железнодорожный вокзал. С удовлетворением и большой человеческой благодарностью коллегам судостроителям с Благовещенского судостроительного завода. Быстрее в Хабаровск на сдаточную базу время поджимает, середина октября, погода ухудшается, уровень воды продолжает падать, до сдаточной базы г. Хабаровска 900 км. необходимо срочно решать что дальше делать с 316 и 317 заказами. 18 октября утром прибыл в Хабаровск, добрался до сдаточной базы на 179 завод, уточнил в судовой инспекции об обстановке на р. Амур о сроках закрытия навигации- всё не в нашу пользу, мы в цейтноте. В этот период заказ № 316 проходит швартовые испытания, предъявлять кроме Морского регистра некому, приемная команда еще не прибыла, впереди еще кренование судна и торсиографирование вызванное заменой главного двигателя, не решены вопросы по вместимости судна и его водоизмещении. Несмотря на не решенные вопросы пытаемся получить разовое разрешение на переход с г. Хабаровск до г. Советская - Гавань при отсутствии комондного состава не можем оформить судовую роль. Занимаемся поиском лоцмана для перехода до г. Николаевск-на-Амуре, параллельно запрашиваем в г. Советская Гавань у завода «Якорь» договор на достройку заказа на их акватории. Отслеживаем движении заказа № 317 - прошел с. Ленинское 22 октября. Сдаточная команда уставшая просит замену, возникла проблема комплектованием перегонной команды .23 октября контрагент ЭРА т. Щербаков Е., цех № 2 -Алексеев, Федоров, цех № 5- Савенко с разрешения едут домой. Решен вопрос по буксировке заказа № 317 до Николаевска-на-Амуре буксиром МБ-355, либо «Мариуполь-600» - ориентировочно нас ждут до 26-27 октября. На заказе № 316 24 октября во время ходовых испытаний на режиме 100%, пробило прокладку под головкой главного двигателя, двигатель фирмы «Дальдизель» сырой, будут проблемы со сдачей заказчику и РРМС, испытания пришлось прекратить, идем на базу. Подошла лебедка промысловая, решаем в ночь провести ремонт ГД и смонтировать лебедку, погрузить ЗИП и разложить по штатным местам.. Передохнув, 25 октября вышли на ходовые испытания, предъявили ГМССБ (связь , навигация), имели небольшие отказы по ГД, дневного времени не хватило по сумеркам вернулись на базу. Ждем заказ № 317, готовимся к распонтонированию, цех № 4 Душечкин В. и Дмитриев И. скучают, ждут работу. По отказам ГД на «Дальдизель» -подготовлено несколько претензий, от Никульникова В.Е. пока нет ни ответа ни реакции. 26 октября завершили ходовые испытания, судно заказа № 316 готово к перегону в г. Николаевск-на-Амуре, подошел заказ 317, с ответсдатчиком Богодуховым Г.А. приступили к распонтонированию. 27 октября сбросили понтоны, качественной зачистки корпуса не получилось - холодно, скользко, волнение в затоне, судно готовиться к приему лебедки и других механизмов, проводим конвертовку заказа. Николаевские буксиры не дождались навигация закрывается - ушли караваном в низ в г. Николаевск-на-Амуре. 316 заказ без команды - принято решение до Николаевска-на-Амуре переход осуществить своими силами с привлечением лоцмана, р. Амур на глазах мелеет, уровень ниже min отметки. 30 октября около 18 часов минимально забункерованные под контролем буксира завода №179 «Бук » выдвинулись своим ходом на рейд, проскочили на ходу две песчаные кочки и вышли из губы затона, встали на рейд до утра. Утром 31 октября около 11— на буксире «Судостроитель» доставили на 316 заказ топливо, после бункеровки «Судостроитель» вернулся на базу под буксировку заказа 317. Около 16— перегонная команда в составе: Граселиус В.А., Самоходкина В., Кутузова А., Гордеева Н. и лоцмана Аксентьева на буксире «Бук » доставлена на заказ № 316, несколькими минутами позже начали буксировку заказа 317 буксиром «Судостроитель» на рейд к пирсу заводу.
 
 
В 16— цепляя «кочки» в раскачку вышли из затона на р. Амур. На рейде встретились с 316 заказом, они начали движение в низ по р. Амур, а 317 вверх, ждать последний караван идущий до Николаевска-на Амуре. Капитан буксира «Поток » перепуган, не соглашается при таком уровне реки Амур брать под борт морское судно. В тот период ниже по течению в 100 км. от Хабаровска перекаты имеют уровень ниже 3 метров, а еще есть впереди Комсомольские перекаты. Караван планирует сняться с якоря 2 ноября. Навигация по всему Амуру закрывается 5 ноября, снимается вся обстановка, р. Амур пустеет, ждут ледостава. Решили вопрос с капитаном буксира «Поток » Минкиным СВ. оплачиваем перегон судна по трудовому соглашению. Не получив согласия на то капитана порта т. Шильцина А.П. Второго октября караван не загружен - ждем.. 3 ноября в 17— буксир «Поток » в составе трех барж и заказа № 317 начал движение, от нас сопровождающим идет Богодухов Г.. Еду в агентство, покупаю билет на Николаевск-на-Амуре на 5 ноября. Непогода, вылет задерживается до 06.11.2000 г. Шестого ноября появилась «дырочка» в небе, летим. В 17— я уже в Николаевске, еду в торговый порт. Заказ № 316 стоит в порту, пришел 05.11.2000 г. в 15—. Перегонная команда рассказала что вовремя перехода около семи раз цепляли грунт, но нигде не сидели. Вечером сходили в портнадзор встретились с т. Сыч В.Н., сделали отметку о прибытии, уточнили движение каравана с 317 заказом - были на 390 км. наши коллеги с николаевского судостроительного завода 4 ноября портовым буксиром т. Шильцина А.В. увели свой - С.Т.Р. в Советскую Гавань. Заказ 316 готов к переходу под прикрытием судов, движение по лиману еще продолжается, но нет команды заказчика фирмы «Конет» - ждем. По 317 заказу возникают, проблемы буксиров нет, есть в п. Де Кастри буксир «Нефтегорск» от СахМорНефтегаза» - но кусается цена, да и 317 пока нет. Седьмого ноября в ночь купили и приняли на 316 заказ топливо, судно готово к переходу, учитывая сложную обстановку портнадзор рекомендует идти в месте с т/х «Сибирский-16», в кильватере. Караван с 317 заказом на 240 км. Просим лоцманскую службу помочь сформировать дипломированную перегонную команду на 316 заказ - пока договорились с двумя моряками. Приобрели лоцманские карты на лиман р. Амур. Ведем постоянно, переговоры с заводом, получаем инструкции от директора Похитонова П.П. Девятого ноября встречаемся с директором Николаевского судостроительного завода Дюдиковым С.С, с зам. директора Шаболиным В.М. по вопросам стоянки судов на период зимнего отстоя - получил полное взаимопонимание и согласие, а наши планы по перегону до Де Кастри и Советская Гавань они не одобрили, так как ледовая обстановка в лимане сложная, буи и ориентиры сняты техническим участком навигация официально закрыта. Переговоры с капитаном торгового порта т. Кисьора И.З. не увенчались успехом - наложил запрет на движение по лиману р. Амур. В 18— вечера прибыл 317 заказ, встали у причальной стенки в порту, дошли благополучно, т. Богодухов Г.А. жив, здоров, только усталый и обросший. Иду на переговоры с Похитоновым П.П. на улице уже минус 14° С, по р. Амур идет шуга, бухта и порт на 50% покрыты льдом. С буксиром для 317 заказа вопрос не решается. Утром 10 ноября едим на судостроительный завод, решаем вопрос о зимнем отстое 317 заказа. Заявили портовой буксир «Колоколов» для постановки заказа 317 с порта на завод. Побывали в портнадзоре у капитана порта хотели продлить разрешение на отход 316 заказа к 10.11.2000 г. оно закончилось. Попытались связаться с Де Кастри по поводу буксира-ничего утешительного. Дома на заводе решают дальнейшую нашу судьбу. Расторгают договор с заказчиком фирмы «Конет» из-за необеспеченности прибытия команды и срыва сдачи заказа в 2000 году. К 11 ноября вся бухта во льду, портовые буксиры обкалывают бухту от льда, строят караван судов к зимнему отстою. Приняли решение идти на завод на 316 и вставать на зимний отстой. Два буксира МБ 685 и МБ 355 обкололи лед в бухте и 316 заказ своим ходом пошел, на завод. Встали у причальной стенки лагом к 317 заказу. Температура - 12° С, ветер. К вечеру р. Амур встала. Все мечты о сдаче 316 заказа в 2000 году оказались несбыточными. Будем нести незапланированные затраты по сохранению обеих судов до будущей навигации. К 27 ноября провели замену сдаточной команды, приехали строитель Муратов И.П., цех № 2 Вдовенко В.П., Мигунов В.Г., Бочкарников В.И., Григорьев И.А., цех № 4 Судаков М.М., ЭРА Щербаков Е., Пустыльников Г. - организовали работы на двух заказах. 317 заказ обеспечили теплом, ведется монтаж ДГР, лебедки, систем. В связи с трудностями по расселению людей в городе приняли решение жить на 316 заказе в каютах, камбуз также задействовали - пищу готовили по очереди, продукты покупали на деньги общего «котла». За зимний отстой на 316 заказе сменился заказчик, им стал ГУП «Камчат НИРО» т. Синяков С.А.. 317 заказ продолжает достраивать рыбопромышленная компания «КАМСИНГ». К середине июля 2001 года оба заказа покинули г. Николаевск-на-Амуре, ушли в свой порт в г. Петропавловск- Камчатский. По-разному, сложилась судьба этих судов: заказ № 316 по сей день работает в Камчат НИРО, на благо Родины. Заказ №317 как говорят в народе сделали «козлом отпущения» - рыболовецкая компания «КАМСИНГ» - не смогла оправиться от долгов и % за взятые кредиты - зарубежный спонсор отказался от своих обязательств в результате судно было затоплено в Тихом океане. Полученная компанией страховка в данной ситуации оказалась более выгодной. В это время со стапелей завода сошел заказ №318 «Кормчий » судьба которого не мене интересна.
 
К.К. Простакишин

  в начало                                                                                                                                  на главную