продолжение12                                                                                    начало
Приказ
Директора Сретенского судостроительного завода
от 14 июля 1992г. № 224
        « Об преобразовании завода в акционерное общество» Согласно Указа Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992 года « Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества ( п. 2 раздел 3 « Положения об образовании и деятельности рабочей комиссии по приватизации»), приказываю:
   1. Создать рабочую комиссию по приватизации в целях преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа. В состав комиссии из 5 человек включить:
        1. Воротыло В. И. – директор завода
        2. Шадрин Б. Н. – зам директора
        3. Лоншакову С. В. – главный экономист
        4. Реутову Р. В. – главный бухгалтер
        5. Лоншакова А. П – председатель СТК
   2. Образованной комиссии провести первое заседание 14.07.92г. по избранию председателя.
   3. Комиссии в срок до 1 октября 1992г. представить в комитет по управлению имуществом следующие документы6 - план приватизации; - акт оценки имущества; - устав акционерного общества.
   4. В период с 14.07.92г. до 01.10.92г. работу комиссии проводить по плану и графику, разработанным её председателем.
   5. Варианты получения льгот работниками в соответствии с требованиями Государственной программы приватизации обсудить на общем собрании Трудового коллектива в срок, согласованные с профкомом завода.
   6. Копию данного приказа и решение заседания комиссии от 14. 07.92г. направить в районный комитет по управлению имуществом до 16.07.92г.
   7. с данным приказом ознакомить все подразделение завода.
   8. Контроль оставляю за собой.
Директор завода В. И. Воротыло
        С июля месяца вводится новая структура управления.
Сокращаются должности: главного инженера и зам. директора по быту совсем, а остальные заместители именуются исполнительными директорами:
        - исполнительный директор по производству – Шувалов В.
        - исполнительный директор по капитальному строительству и эксплуатации основных фондов – Алексеев А. Л
        - исполнительный директор по общим вопросам - Шадрин Б.Н.
        Таким образом, Виктор Иванович избавляется от главного инженера Панасюка В. В. и с большим опозданием, приходит к нормальной должности деловой специалист Алексеев Анатолий Лаврентьевич.
        Это переименование общего положения не исправляет.
        1. Выпускается приказ № 147 от 29.07.1993 года следующего содержания: « В связи с неполной разгрузкой производства и сложившейся диспропорцией между основным производством и остальными службами АО, а также отсутствия платежей со стороны заказчика, нарушения хозяйственных связей с регионами ближнего зарубежья, откуда поставляют комплектующие изделия производства, возникло излишнее количество рабочей силы в отдельных подразделениях АО.
        В целях сохранения сложившегося контингента работников завода, его структур, профиля предприятия Совет директоров решил временно перевести на 4 часовой рабочий день отдельные подразделения: ТО, ТСЦ, ОЭ, ОМТС, ОВК, ОКиТО, бухгалтерия, ВД, Ф.Б, Юр и ОГЭ, ОГМ, ОТК, ОКС
        2. выпускается приказ № 148 от 30.07.93г. « О сокращении численности и штата работников» - с целью уменьшения затрат сократить согласно спискам по всем подразделениям 70 человек
        3. Образуется Правление АО «ССЗ» в составе: Воротыло В. И.; Шувалов В. Н.; Алексеев А. Л.; Вологдин Г. М.; Реутова Р. В.; Лоншакова С. В.
        4. Устанавливается неполная рабочая неделя продолжительностью 32 часа, с нерабочим днем – пятница.
        5. Заключается договор с администрацией п. Кокуй « О совместном содержании объектов и служб коммунально – бытового и социально – культурного назначения п. Кокуй и покрытия затрат от их деятельности за счет средств бюджета.
Это начальная стадия освобождения завода от социальной сферы.
Приказ
Генерального директора АО «ССЗ»
от 16.11.1993 года № 218.
В целях безусловного формирования корпуса на стапеле заказа 13020 – 209 в ноябре месяце 1993года, приказываю:
        1. И.о начальника цеха №6 Шайдурову В. А. организовать бригаду по изготовлению 3 днищевой секции заказа 13020 – 209.
        2. В целях материальной заинтересованности рабочих, занятых на изготовлении секции, выплатить сроковую премию в размере 60 тыс. рублей, при условии выполнения сборочно – сварочных работ в срок до 11.11.93г.
        3. Главному бухгалтеру Реутовой выплатить премию.
        Генеральный директор АО «ССЗ» В. И. Воротыло.
        Согласовано: Начальник ОЭ и Ф Лоншакова С. В – «Постройка 209 заказа не финансируется, нет заказчика источника для выплаты премии нет.
Приказ
Генерального директора АО «ССЗ»
от 01.06.93г. №117
Предприятием заключены договора №37/93 и № 37/93а с ТОО « Лыбидь» г. Южно – Сахалинск на основание производства и строительства серии промысловых судов типа «Крильон» проекта 13033 со сдачей головного заказа в мае 1994 года.
Проектантом заказа является ЦКБ «Ленинская кузница» г. Киев. Конструкторская и проектная документация разрабатываются проектантом в сроки согласованные с заводом, приказываю:
        1. Алексееву А. Л.:
        Разработать технологическую схему размещения производства мотоботов.
        Разработать график подготовки производства и постройки
        2. Начальнику ОВК Трухманову обеспечить головной заказ комплектующими изделиями и оборудованием 3 – 4 квартал 1993 года
        3. Начальнику ОМТС Вологдину Г. М. обеспечить материалами.
 
        Итоги производственной деятельности за 1993 год.
1. Сдача судостроительных заказов. 207 объект отправлен на сдаточную базу в августе с готовностью 85% и планом сдачи в сентябре. Произошла авария головного двигателя, вину завод взял на себя. Результат два месяца дополнительных работ на сдаточной базе и дополнительные расходы.
Проект 1328- 306, 307 на 01.05.1993год имели готовность на 89.7% и 84.5%. Отправлены на сдаточную базу без решения технических вопросов, связанных с устойчивостью и результат
        – сдача в конце августа, уход на базу заказчика, сентябрь. Все, что не работали, с учетом пересмотра цены, оставили на сдаточной базе.
308 заказ – готовность на 01.05.93г. – 73.8%. Отсутствие главного двигателя и холодильника. Результат – сдача ноябрь в Сов. Гавани с гарантией установки холодильника в 1 квартале 1994 года. 309, 310 заказы. Готовность на 01.06.93г. – 69% и 56%
Из –за отсутствия поставок остались на предприятии.
Проект 16800 № 33 баржа – сдана. № 34 – на 01.01.94г. – готовность 97%.
        Как видно из вышеперечисленного в 1993 году несвоевременное финансирование поставок и недостатки в организации и технологии привели к « рекордно» мизерной сдачи – 4 единицы.
        Из – за финансирования со стороны заказчика, сорвана технологическая подготовка и сдача катера типа «Аист» и строительство головного судна проекта 13033.
2. Внедрено новых 9 позиций ТНП к выпуску мебели (1.254.924 тыс. рублей)
3. Результат плана по показателям, составило:
        - объем ТЧП- 98.4%
        - товарный выпуск – 101.8%
        - оформленный товарный выпуск – 100.5%.
Отмечена устойчивая работа цехов № 2 и № 5 и резкое падение объема цехов № 4 и № 10 из – за отсутствия работ по основному профилю и нежеланием расширять номенклатуру за счет сторонних заказов. Отмечена работа лесозавода – на технологические процессы израсходовано 4900 м 3, продано населению – пиломатериала и дрова 2100 м3, 1230 м3 дровяного отхода, 320 м3 – горбыля и вывод директора – « в условиях, когда имея средства можно приобрести любой материал, в дальнейшем содержать лесозавод».
4. – Машиностроение. За год в машиностроении произошло резкое падение производства из- за отсутствия заказчика на выпускаемую ранее продукцию. Всего было изготовлено:
        Гидростатов – 3970 штук
        ЛЭ – 67 -1 штука,
        НВК – 3 шт. из остатков материалов. Бригады и участки частью уволились с завода, часть людей перешла в другие цеха. Производственные площади и мощности простаивают.
5. ТНП
На участке по выпуску мебели было изготовлено изделий на сумму 1 миллиард 52 млн. рублей, в том числе:
        Кухонные наборы – 9850 комплектов
        Стол – тумба – 4770 штук
        Стол обеденный – 2946 шт.
        Диван – кровать – 1305 шт.
        Кровать – 1479 шт.
        Шкаф платяной – 175 шт.
Рынок начинает насыщаться мебелью, надо обновлять ассортимент, у нас это получается слабо.
За 1993 год изготовлено дополнительно ТНП цехами № 3, 7, 10 к основному объёму:
        Рубанок – 650 шт.
        Табакорезка – 200 шт.
        Приспособление для снятия клапанов – 240 шт.
        РТИ разные – 3640 шт.
        Шестерни к мотоциклу «Урал» - 234 комплектов.
        Печи для бани – 105 шт.
        Крепеж для колес – 50 комплектов
        Замок гаражный – 178 шт.
        Скоба строительная – 200 шт.
        Обобщая итоговые результаты, нужно отметить, что основным сдерживающим фактором роста производства явилось нарушение обеспечения всеми материалами, комплектующими, в связи с отсутствием предоплаты от заказчиков.
 
        Характеристика работы службы обеспечения в этот период. Особая острота снабженческого вопроса, начала проявлять себя после изменения ценовой политики государства, перехода на договорные цены. Превращение Госснаба в сеть бирж, что в принципе тоже самое но по другим ценам, уступило себя в 1993 году системе работы по прямым связям.
        И в этот период служба обеспечения показала отсутствие готовности перестройки работы. « До перестроечные» нормативы в 180 суток на материалы и 90 на комплектующее оборудование и поставки при устоявшемся объеме оборотных средств позволял снабженцам иметь на решение проблем и заботится только о не превышении нормативных запасов на складах.
        Для организации стабильной, устойчивой работы в изменившихся условиях, при неожиданных изменениях производственных планов, номенклатурных планах, снабженцы оказались не готовы. Для обеспечения жизнедеятельности предприятия в новых условиях предпринято следующее:
        1. Три отдела (ОМТС, ОВК, БИХ) объединены в один – 30 человек
        2. Начаты работы с заказчиками судов по прямой оплате счетов материалов и оборудования поставок для строительства их заказа.
        3. В Чите, Улан –Удэ, Иркутске организованы сбытовые центры для обеспечения массовых поставок.) осуществлялись на основе бартерного обмена и т.д. Но все это делалось как – то в замедленных действиях и давало недостаточно эффекта.
Запасы на складах оставались на 01.01.94г. – материалы – 132 млн.рублей, оборудования – 67 млн., инструментов – 2.3 млн. В этот период, столько «замороженных» финансовых средств, было тяжелой ношей для завода, хотя в последующие годы, эти складские запасы спасали положение. По причине отсутствия платежей от заказчиков судов особенно трудное положение по обеспечению производства материальными ресурсами складывается на 1994 год. Если в 1993 году было получено и израсходовано на сдаточную программу всего материальных ресурсов на сумму около 650 млн. рублей, то на программу 1994 года необходимо на судостроение – 3.2 миллиарда , на ТНП на год 3 миллиарда рублей, на топливо – 2.5 миллиардов руб. При этом завод имеет долг уже за полученный ТМЦ в сумме 800 миллионов рублей ( это дизеля, металл, комплектующие на 1994 год).
Прописной истиной определяющей условия для обеспечения стабильной устойчивой работы предприятия является устойчиво работающие две цепочки:
        1. производство – потребности потребителя,
        2. технологические возможности производства – финансовые возможности потребителя.
В 1993 году ставилось 2 задачи:
        Первая – изменение организационной структуры коммерческой службы на предприятии для повышения эффективности её работы.
        Вторая – изменение форм и методов работы бухгалтерско – финансовых отделов.
В связи с этим предполагалось:
        1. Создание маркетинга, которому поручается функции анализа, рекламной деятельности, договорной работы и контроля своевременности прохождения платежей.
        2. Передача функций «чистого» бухгалтерского учета с финансового отдела в бухгалтерию.
Объединение в ОЭ функций планирования производства с финансовым планированием и ценообразования.
По первому вопросу практически ничего не было сделано, что явилось одной из основных причин тяжелейшего положения по сбыту судостроительной промышленности. Тем не менее, работа проведенная существующим отделом сбыта с помощью работников других отделов, в течении всего года привлекаемых к работе по заключению договоров дала положительные результаты – все суда сдачи 1993 года ( кроме «Аистов») нашли своих заказчиков, которые до сентября месяца более менее устойчиво оплачивали выполненные работы даже после пересогласования цен.
Проект 16900.
В июле 1992 года на условиях предоплаты заключены договора с Ленским речным пароходством на поставку четырех разборных барж, в том числе одна в наливном варианте. В ноябре месяце 1993 года заказчик ( ЛРП) от пролонгации договора на поставку 2 единиц (№ 34, № 701) отказался ввиду неплатежеспособности. Амурское речное пароходство (АРП) также отказалось от строительства барж ввиду неплатежеспособности.
Проект 1328.
На заказы № 306, 307 заключены договора с фирмой «Комчатимпекс», договор выполнен в июле месяце. На заказ 308 заключен договор с ТОО «Тайфун» г. Советская Гавань – судно сдано в установленный срок. На заказы 309, 310 заключены договора с фирмой Бином г. Южно – Сахалинск. Сроком сдачи 4 квартал 1993 года. Срок сдачи, по согласованию с заказчиком, перенесен на 2 квартал 1994 года, без изменения стоимости судна.
На заказ 311 заключен договор с АО «Судотрансрыбпром» г. Москва сроком сдачи 4 квартал 1993 года. Срок сдачи перенесен на 2 квартал 1994 года, ввиду невыполнения заказчиком условий договора (предоплата в объеме 100%).
На заказ 312 заключен договор с ТОО «Лыбедь» г. Южно – Сахалинск сроком сдачи 4 квартал 1993г. Договор расторгнут ввиду невыполнения условий договора (поставки 4 ГД марки 6 НУД – 26А). Двигателей у них не оказалось.
Проект 16901
На заказ 801 заключен договор с Государственным предприятием «Портовый флот» г. Корсаков сроком сдачи – 2 квартал 1995г.
На заказ 802 заключен договор с Морским торговым портом г. Александровск – Сахалинский. На заказ 803 с кооперативом «Меркурий» г. Хабаровск – срок сдачи 3 квартал.
На заказ 208 договор заключен с ТОО «ОКСОН» г. Хабаровск - сроком сдачи 1994г. Договор расторгнут ввиду неплатежеспособности заказчика. Вторично договор на заказ 208 перезаключен с СП «Тайфун – Суйсан» сроком сдачи 4 квартал 1994г. (Условия договора данным Заказчиком в части платежеспособности не выполняются)
На заказ 209 договор заключен с кооперативом «Меркурий», который не вступил в силу ввиду невыполнения условий договора по предоплете.
Проект 13982
На заказ 601, 602 заключались договора с кооперативом «Меркурий» г. Хабаровск; с АО «Ремсудоинтер» г. Москва; с компанией «МДК ЛтД» г. Москва; с ТОО «Сибирь» г. Иркутск договора не вступили в силу ни с кем из – за неплатежеспособности, низкой комфортабельности и малой пассажировместимостью.
Проект 13033
На заказ 101 заключен договор с ТОО «Лыбедь» от имени СП сроком сдачи май 1994г.
На заказы 102, 110 имеется только договор намерения с ТОО «Лыбедь», в котором сроки заказа и оплата за выполнение работы не оговорены, т.е. нет договоров.
По машиностроению
        НВК, ЛЭ – 67 договор заключен с заводом «Ленинская Кузница» на на поставку по одному комплекту на условиях взаиморасчетов. Ярославский, Волгоградский судостроительные заводы от заключения договоров на поставку НВК, ЛЭ- 67 отказались ввиду сокращения производства судов проекта 503.
Отказались от заключения договоров из-за отсутствия финансовых средств Калининградский, Приморский, Магаданский рыбпромы (рыбоколхозы) Отказались от заключения договоров – на Леерные стойки, Контрофорсы – судозаводы Красноярский, Улан – Удэнский, Благовещенский, Хабаровский, Николаевский.
По РГУ – договор заключен с Уфимским заводом РТУ в объеме – 6500шт.
По мебели
        На условиях взаиморасчетов:
За уголь – разрез «Восточный», «Нерюнгринский»
За ДСП, ДВП – фирма «Белозер» г. Иркутск
За нефтепродукты – г. Томск
За лакокрасочные материалы – Читаглавснаб
За оплату сдаточной базы г. Хабаровск – ИЧП «Галатся и К»
В августе 1993 был открыт «Заводской» магазин. Недостатков в его работе было много, но тем не менее но дал, уже в первый год прибыль в пределах 7 миллионов рублей, и возможность использования выручки, так как других свободных денежных средств почти не было.
        Год 1994 начался с приказа о сокращении численности или штата работников (проект № 26 от 02.03.94г.)
« В связи с сокращением объемов производства и приведения в соответствии соотношения между основными и вспомогательными рабочими, на основании решения Совета директоров – сократить численность и штаты в подразделениях АО «ССЗ» согласно перечня в количестве 232 человека. Из-за отсутствия заказчиков на выпускаемую продукцию неполная загрузка предприятия, продлить действие приказа о 32 часовой рабочей недели».
        На совещании Совета директоров от 21.03.94года было принято решение:
        1. О проведении собрания АО «ССЗ»;
        2. О выплате дивидендов за 1993 год;
        3. О праве получения представительских расходов Генеральным директором.
Совет директоров решил выплатить дивиденды за 1993 год в размере 100% годовых для чего использовать 3075 штук акций, приобретенных АО «ССЗ» на аукционах 1993 года. Установить цену одной акции, направленную на выплату дивидендов 8000 рублей. Выплату дивидендов акциями производить с личного согласия акционеров. Оставшийся размер дивидендов выплатить, используя прибыль, полученную от хозяйственной деятельности за 1993 год. Этот вопрос обсуждался на собрании АО «ССЗ», я коснусь этого позже.
        Забыв о картотеке Генеральный директор ставит вопрос о представительских расходах и, «в виде исключения», получает добро, на второй квартал 1994 года норму представительских расходов установить в размере 3 средних заработков Генерального директора.
        Это было из серии « выполнения особо важных заданий и получения премии» и пример для ряда руководителей, как зам. директора по производству и прочих.
О собрании акционеров.
        Открывал собрание Генеральный директор АО «ССЗ» В. И. Воротыло поздравил акционеров с окончанием первого года работы. Собравшиеся единодушно избрали в президиум председателем Главу администрации поселка Кокуй (он также является и членом Совета директоров) П. П. Похитонова и секретарем С. Д. Короткову.
Председатель регистрационной комиссии Е. С. Шипицын доложил о том, что зарегистрирована на момент начала собрания 28106 акций или 66.47% от имеющихся 42282 акций. Из числа крупных акционеров прибыли на собрание: представители фирмы «Зеленые листья» из г. Владивостока (им принадлежит 20 % акций), представители фирм «Фонд – инвест», «Золотая долина», «Фундамент», региональный Ком. Банк.
        В своем докладе Генеральный директор, коротко, проинформировал акционеров о том, что уже в течении 2 месяцев существует в поселке рынок акций завода. Наиболее активные их покупатели фирма «Зеленые листья» и само АО «ССЗ». В основе производственной деятельности предприятия в отчетный период лежали такие направления, как обеспечение плановых сроков сдачи судов, выпуск новых видов продукции как судостроения, так и ТМП. Генеральный директор прямо сказал, что успехов не достигнуто. За 1993 год сдано всего четыре единицы судостроительной продукции. Из судостроительного – завод понемногу превращается в мебельный: на 1 миллиард 254 миллиона 924 тысячи рублей выпущено мебели. Удельный вес производства мебели в общем производстве составил 57.8%.
        Причин неудачной работы немало, многое не зависит от корабелов, однако в их ряду докладчик назвал, и нежелание руководства некоторых цехов серьезно заниматься поисками выхода из сложившейся ситуации. В частности, резкой критике в докладе подверглось руководство 10 цеха, потерявшего до 50 % своих высококвалифицированных работников из – за того, что не смогли загрузить их работой. Снизились объемы производства в цехах №6, 4, 2. Были освещены снабженчески – сбытовые, энергетические и прочие вопросы. Главные мысли доклада: достижения незначительны. Второй этап рынка акций показал, что акционеры все еще не чувствуют себя хозяевами завода.
Затем был отчет главного бухгалтера Реутовой В.С и отчет ревизионной комиссии – председатель Кокорин М. К.
После обсуждения 3 отчетов, прошедшего довольно вяло, выступлений, как таковых не было, были вопросы и ответы докладчиков. Собрание перешло к самому интересному пункту повестки дня – выплате дивидендов. Был задан вопрос, стоит ли выплачивать дивиденды, если рабочие завода не все еще получили заработную плату за декабрь месяц 1993 года? Генеральный директор пояснил, «что 42 млн. рублей, предназначенных для этой цели, составляет лишь треть суммы необходимой для выплаты заработной платы. Выплатить дивиденды, необходимо хотя бы для того, чтобы люди поняли, что они что – то получат как владельцы акций и не спешили с ними расставаться.
        Ведь за небольшой сравнительно срок 400 акционеров уже успели продать свои акции. После долгих споров решили произвести выплату дивидендов акциями пропорционально количеству имеющихся у акционера акций.
        Затем Генеральный директор АО доложил о задачах на 1994 год. На совместном заседании Совета директоров и правления 18 января, отдел экономики представил цифры предполагаемых доходов и расходов на год – соответственно 6 и 13 миллиардов рублей. Статья расходов не предусматривает необходимое повышение заработной платы. Как же при таком раскладе жить и работать? Естественно есть два пути: уменьшение расходной и повышения доходной части.
        Надо увеличить долю продукции быстрой оборачиваемости, повышать процент готовности судов до отправления их на сдаточную базу, расширять дилерскую сеть для сбыта продукции и так далее. Необходимо сократить расходы. Каковы перспективы здесь? Решить вопрос передачи детских садов и жилищно – коммунального хозяйства на баланс администрации поселка. Это около 1.4 миллиард рублей экономии.
        Поставить условие перед энерго потребителями о предварительной оплате энергии. Завод потребляет 70% подаваемой на поселок энергии, остающиеся 30%, дадут 2 миллиарда рублей экономии. Закрыть подсобное хозяйство, реализовать поголовье и запасы кормов, сократив штат до 4 человек (охрана законсервированного оборудования и техники). Вывести из состава АО кирпичный завод (принес в прошлом году 13 миллионов рублей убытка), Очистные сооружения ( 32 миллиона рублей убытка), СМУ (125 миллионов рублей), транспортный цех ( 186 миллионов рублей убытка), лесоцех (72 миллиона рублей убытка). В этих подразделениях проведены собрания, однако все коллективы (кроме лесозавода) против отделения, так как не надеются выжить самостоятельно.
        На окончание строительства дома МЖК требовалось 140 миллионов рублей, собрание поручает Совету директоров изыскать средства на достройку этого дома.
        Дом по улице Ленина 1 – строительство останавливается. В информации Генерального директора были и другие предложения. Они вызвали довольно много возражений и вопросов, однако серьезных, заслуживающих внимания встречных предложений не оказалось.
        Все было новое, не опробованное. Никто не учил новым методам хозяйствования. Все шли методом проб и ошибок. Да, действительно, все вспомогательные, социальные службы являлись расходной частью по бухгалтерским отчетам, но они были в общей технологической цепочки производства и вносили свою долю. И так показали прошедшие десятилетия – нерентабельные очистные сооружения, водозабор, строительный участок (т.е остатки от белого СМУ и цеха 30) содержат остатки АО «Судостроительный завод» до сих пор.
        Так что причина была в общей разрухе экономики великих рыночников – реформаторов страны. Портфель заказов завода почти пустой, так как вся экономика страны живет одним днем, и инвестировать долгосрочные заказы некому.
Этот год еще поддерживает задел прошлых лет: остались корпуса судов разных проектов, кое какие материалы и большие складские запасы, которые позволяют выполнять разовые местные заказы, выпускать ТНП. Но прокормить коллектив в две тысячи человеке становится трудно и невозможно.
        С 01.06.94г. устанавливается 3 дневная рабочая неделя для всех подразделений завода, кроме подразделений с непрерывным циклом производства.
        Цех № 3 присоединяется участком к цеху №10, ОКС объединяется с отделом главного механика.
        В связи с недостаточным запасом угля, большой задолжности завода за электроэнергию, снижением объема производства издан приказ №131 «об отключении системы т/снабжения, водоснабжения и пожаротушения следующих цехов и помещений: цех 3, ТСЦ – частично, блок – складов, цех 30, цех 2 – частично, цех 10, ЭРА – частично. СМУ – цех ЖБИ, кузница, мастерские, цех сборного ж/б.
Заводом заключен договор с ПО «Якутуголь» на поставку мяса в их адрес в количестве 100 тонн в обмен на уголь. Создана бригада в составе: Бянкин Н. А; Отмахов В. Я; Загузин В. Ф; Андреев Л. Р; Еракулов В. О; Лоншаков В. И – (все инженеро – технические работники заводоуправления) и направлена ПСХ для оказания помощи по сбору мяса у населения и забоя крупного рогатого скота.
 
20 мая отправляются заказы проектов 1328 – 309, 310 готовность 96% и 91% на сдаточную базу. Буксировка своим катером «Кокуй» до г. Хабаровска. В августе отправляется заказ 311 (со сдачей в сентябре месяце) катером «Забайкалец» также до г. Хабаровск. Нанимать чужие буксиры уже нет средств. Кстати, капитаны Вершинин Алексей Степанович, Смолянский Сергей Михайлович – выращены на заводе.
01.10.1994 года отправляется на сдаточную базу заказ проекта 13020 – 208. Уникальный сейнер, беда и гордость завода. Это последний сейнер, этого проекта, который нашел заказчика и смог выйти на морские просторы. Следующий заказ №209, при 70% готовности, остался на заводе и стоит « памятником», напоминая о былой славе судостроителей.
        Буксировка заказа 208 производилась также заводским катером «Судостроитель», до г. Хабаровска капитаном Злыгостевым Сергеем Арсеньевичем.
Капитаны буксировку считали своими должностными обязанностями, героям себя не считали и особых требований не выставляли. Поэтому меня удивил проект приказа зам директора по производству, который знал финансовое состояние завода.
Приказ
Генерального директора АО «ССЗ»
от 12.09.1994 года
        Перегон судов 309, 310 показал, что на пограничной реке Амур отсутствие нарядов из состава кораблей обеспечивающих порядок и защиту наших перегоняемых судов, позволяет беспрепятственно посещать наши суда китайцами, которые своими посещениями наносят определенный материальный ущерб (похищение материалов, деталей, оборудования и т. д)
        В целях усиления контроля и ответственности за сохранность судов перегонными командами, а также их материальной заинтересованности, приказываю:
1. Ввести изменение в положение о перегоне судов, в следующем содержании: «Размер премии устанавливается 70% тарифа – условие премирования – отсутствие аварий, поломок оборудования, сохранность материалов и перегонных судов»
Генеральный директор В. И. Воротыло
ОЭ и Ф Лоншакова – «Возражаю, учитывая огромную картотеку и повышение тарифов и окладов в 1.4 раза».
Замечание директора по производству Шувалова В. Н: «Возражение не аргументировано. Исполнителя не волнует картотека. Он поставил условия – «Я иду один на условиях, изложенных в проекте приказа».
Что было в системе «застойных времен» кануло в лето. Подходит время перегона 208 заказа, а значит все повторится по новой. Нужно вносить изменение в положение и сегодня оно реально только на один переход.
        Есть второй вариант. Искать энтузиастов, которые ради познавательного интереса пойдут бесплатно, не уверен, что такие найдутся даже среди супер патриотов».
Зам. директора по производству В. Шувалов
        Мои замечания к этому приказу:
Никаких нашествий китайцев, нападений после «Доманских событий» на наши судна не было, поэтому никакой охраны не требовалось и пограничные катера нас не сопровождали, как ранее.
        Китайские рыбаки, конечно, подплывали к нашим объектам, но если с ними не шли на контакт, они не наглели (это из личных наблюдений при проходе на 312 заказе)
« Супер патриотом» на 208 заказе мог быть – зам. по производству или главный строитель или хотя бы строитель – согласно должностных обязанностей, при современных ситуациях и финансовой обстановке.
  в начало                                      продолжение следует                                       на главную