Доволен службой.

 

        Мы продолжаем публиковать воспоминания капитана второго ранга запаса Тагира Аглямовича Аглямова, начатые в №21 от 31 мая 2012 года.

        Сегодня хочу вам рассказать о ветеране морских частей погранвойск Забайкалья, старшем мичмане запаса Мигунове Викторе Александровиче. Родился В.А. Мигунов в селе Алия Читинской области. Призвался он на военную службу в мае 1968 года, начал её в Хабаровске на базе Краснознаменной Амурской флотилии в роте обслуживания, охранял корабли проекта "Шмель" (неприкосновенный запас). Потом там же прошел два года сверхсрочной службы. 8 1973 году уволился в запас и по просьбе инженера-механика Олейникова оформился в группу катеров в Сретенске.

        Школу мичманов закончил в пос. Приаргунск Читинской области. Командиром пограничного сторожевого катера (в дальнейшем ПСКа) стал с февраля 1975 года. В начале 80-х годов получил ПСКа 2 ранга "Заря" в Москве и поездом со своей командой привез в Сретенск. После прибытия в Сретенский дивизион катеру присвоили бортовой номер 50. Так и прослужил командиром ПСКа №50 до пенсии.

 


 

        Старший мичман Мигунов В.А. ходил днём и ночью, в любую воду без створной обстановки по рекам Аргунь, Амур, Шилка, потому что наизусть знал реки. Для него не существовал уровень воды! Кто с ним служил, все знают: его катер был всегда признан отличным.

        Курьёзных случаев во время службы у старшего мичмана Мигунова В.А. было много... Можно мемуары писать...

        Вот как об этом вспоминает ветеран: «В 70-ые годы были сплошные курьёзы... Ходили от пограничной заставы Амазара до поселка Приаргунск. В походы ходили по пять ПСКа и два катера снабжения. Когда был низкий уровень воды в реках Аргунь, Амур и Шилка, плотоводы лебёдками перетаскивали ПСКа через перекаты, а матросы ходили по колено в воде с футштоком, указывая, где наибольшая глубина на перекате. Несмотря на то, что у ПСКа осадка 50 см, они в первую очередь перегоняли катера снабжения, крепили их к деревьям и лебёдками перетаскивали ПСКа через перекат... Это надо было видеть...». В то время в Сретенском дивизионе пограничных сторожевых катеров было два звена: первое - в составе трёх ПСКа, командиром был мичман Мигунов В.А и второе звено - в составе двух ПСКа, командиром звена был мичман Мишуто Р.В. Виктор Александрович мне рассказал, что ему больше всего запомнился такой страшный случай. - Это было в конце сентября 1987 года. На одной из застав Сретенского пограничного отряда мы взяли на борт начальника заставы с семьёй. При следовании в базу «Сретенск» по недосмотру матери трёхлетняя дочь на ходу упала за борт. Вода была большая, тучи низкие, дождь, плохая видимость...

        Бдительный, с хорошим зрением, матрос-моторист Пивень заметил цветную материю (ткань - ред.,) на воде и немедленно доложил мне в рубку. Я спросил в салоне, никто ничего не выбрасывал за борт? Мы шли по течению реки Аргунь, скорость большая - и тут выясняется, что мама не может найти дочь! Объявил боевую тревогу, подал команду «Человек за бортом». Все моряки стали по местам согласно книжкам «Боевой номер», -как положено! От места падения мы прошли уже около двух миль, а может и больше, когда увидели в бинокль, что девочка уже уходила в мутные воды Аргуни. В спасательном жилете не спасти, нужно было нырять. Что же делать? Тогда по моей команде старший моторист Пивень сбросил с себя спасательный жилет и нырнул с кормы... Как он нашел её под водой, самому Богу известно, но вынырнул он на руках с девочкой!!! Потом на спасательном круге моряки подтянули их к ПСКа. Начальник заставы (уже не помню его фамилию, имя и отчество) немного принимал участие в спасении дочери, помогал тянуть фал спасательного круга, на котором была его дочь с матросом. Спасение девочки закончилось без паники. Да, правда, паника была только у родителей! Благодаря решительности и умениям моряков, ребёнка быстро откачали. Это был конец сентября, пролетал снег с додём, вода холодная, а матрос после машинного отделения, с жары - и в холодную воду!.. Всего не опишешь, что и как было. На борту было много корреспондентов, хотели всю команду наградить медалью «За спасение утопающего», но быстро забыли...

        Главное - хорошая выучка матросов! Я уверен, что чаще надо проводить учения по книжке «Боевой номер»! А этому я их учил в каждом походе. Так и самому спокойнее, когда уверен в подготовленности своего экипажа.

        Я доволен службой! Было интересно служить с хорошими командирами, такими офицерами, как: Злобов, Лебедев, Андриянов. Что ещё нужно?!

        В настоящее время старший мичман за¬паса Мигунов В.А. проживает в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Как и прежде, принимает участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

 

Аглямов Т.А., капитан II ранга запаса

  в начало                                                                                                                                  на главную