Командиры производства ССЗ.
Автор материала на фото в 4 ряду 7-й слева
 
        1985 год – пик славы Сретенского судостроительного завода. В этом году Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи достигнутые в выполнении плановых заданий завод награждается орденом « Знак Почета» и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Орденами и медалями награждены 19 работников завода. 12 апреля отмечается 50 летний юбилей завода, с соответствующими гостями, наградами, поощрениями .
        В плане производства освоение нового типа средних рыболовных сейнеров (СДС) проекта 13020 – полной постройки, разборный вариант- проект 13030, с поставкой Благовещенскому и Хабаровскому заводам отдельных секций и механизмов в агрегатированном виде. В производстве суда проекта 1248, разборные баржи проекта 16800, понтонно–мостовые парки проекта 65. Кроме судостроения – по межзаводской кооперации: неводовыборочные комплексы ( НВК), лебёдки, гидростаты к спасательным плотам; изделия народного потребления- мебель и прочие изделия народного потребления и межзаводской кооперации.
Строительно – монтажным участком ведутся большие работы по реконструкции спускового устройства судов ( для продольного спуска), сдаётся современный свинокомплекс на 60 свиноматок, железобетонное ограждение завода, поликлиника в г. Сретенске, строительство жилого дома и общежитие на 360 человек, строительство 36 квартирного жилого дома, осваивается строительство панельных домов на свайных фундаментах ведётся строительство очистных сооружений.
Коллектив настроен на выполнение всех плановых заданий.
        Мы далеки от центра и те разговоры, сообщения «о перестройке в экономике» как–то серьезно не воспринимались.
После выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1985 г. «О широком распространении новых методов хозяйствования и усиления их воздействия на ускорение научно – технического прогресса», завод стал получать массу бумаг: приказы Мин. суд. прома, 8 главного управления, Положений Госснаба, Госплана, Госкомтруда. Вводятся новые инструкции по отчетности, по нормированию труда, введение новых тарифных ставок и должностных окладов.
Стали серьёзно спрашивать за невыполнение плана повышения технического уровня и технического перевооружения производства, но в тоже время оказывалась всесторонняя помощь; как переподготовка инженерно – технического состава в институтах Министерства ( г. Ленинграде, Москве, Киеве, Херсоне), оказания тех. Помощи специалистами научных институтов, проектных институтов непосредственно на заводе. Развитие совершенно нового отдела АСУП и принятием внутриминистерской рабочей комиссией 3 очереди в промышленную эксплуатацию, дало возможность внедрять следующие задачи: управления материально – техническим обеспечением; кадрами; технико–экономического управления; технико–экономического планирования; управления технической подготовкой производства, бухгалтерского учета и отчетность; оперативного управления основным производством; управления ремонтно–эксплуатационной службой. В механообрабатывающем производстве появились станки с числовым программным управлением (ЧПУ) – 11 запущены в работу, внедрено 420 управляющих программ.
        В целях разрешения погрузо – разгрузочных, складских работ по цехам внедрено 10 элеваторных складов, 14 складов с кранами штабелероми. Смонтированы и работают механизированные линии: линия очистки и грунтовки листового металла, линия плазменной резки металла с газорезательными машинами « кристалл» с программным управлением, линия изготовления плоских секций, две линии фанерования кромок на участке товаров народного потребления. Организованы участки горячего цинкования, гальванических покрытий, агрегатной сборки, точного литья. Набран хороший всесторонний темп развития, но появилась какая – то «отдышка» - перегрузка. Обнаружилась нехватка кадров основных профессий – токарей, фрезеровщиков, сварщиков, судосборщиков. Механический цех стал тормозить смежные цеха 4, 5, 6. перебросили часть механообрабатывающих работ вспомогательному ремонтно – механическому цеху №7, загрузили токарей цеха №2, организовали кооперации по изготовлению изделий МСЧ с учреждением ЯГ – 14/1 ОИТУ УВД г. Нерчинске. Даже простенькие « цапки – лапки» для мебели цеха №5 стали готовить ученики в школе №1.
Несмотря на сдерживающие факторы, план по судостроению 1985 г. Был выполнен почти в полном объёме, с небольшим сдвигом по срокам. Сданы четыре научно – исследовательских судна проекта 388 НИС МРХ - №129, №130, №131 и 388 НИС №21; четыре речных буксиров – толкачей проекта 1741 - № 59, 60, 61, 62; два сторожевых катера спец. назначения проекта 1248 - №312, 313; две баржи – 3000 тонн разборные №11, №12.
        Выполнен план по межзаводской кооперации и ряду объектов капитального строительства, товаров народного потребления. Подсобное сельское хозяйство заняло первое место по 8 Главному управлению по производству мяса на одного работающего ( 25.5 кг) и награждено дипломом. С вводом 5- го детского комбината решен вопрос приёма детей в детские дошкольные учреждения, без очереди. В летний период работают три детских лагеря один загородный и два городских при школах №1, №2. Реконструирован стадион: футбольное поле отсыпано, проложен дренаж, оборудованы волейбольная площадка, городошная. Установлены детские карусели, качели и игровые площадки, трибуны болельщиков.
        Оказывалась большая и всесторонняя шефская помощь колхозам: выделялись механизаторы на посевную и уборочные компании (трактористы, комбайнёры). Выделялись в порядке – 40 машин на уборку урожая. Специальная бригада готовила сено. Цехам устанавливали план заготовки витаминного корма, копка картофеля и т.д. Всё шло обычным, накатанным порядком, но «тучи» над заводом медленно сгущались.
14 февраля 1985г. Освободили директора завода Волошина И. А. в связи с уходом на пенсию, назначен Акулов А. К. – зам. Директора по производству. 5августа 1985г. освободили начальника 8 Главного производственного управления Тимошина М. А., в связи с уходом на пенсию назначен главный инженер В. В. Подлясский. Казалось шла обычная кадровая смена, но она почему-то отрицательно отразилась на результатах работы завода. Усиленное внимание нового начальника Главка, притом всестороннее, давило молодого директора завода и главного инженера.
        Я попытаюсь высказать своё мнение по данному вопросу; может быть, оно не вполне объективное, но мне так виделось. Притом я был близок к директору, главному инженеру, встречались в не производственной обстановке, естественно были высказывания, разговоры о делах. И так – 1985 год – завод достаточно современно оснащен технически, имеет костяк (грамотных, опытных ) инженерно – технический, подготовлены бригады основных рабочих. Проверен, на сдачи военных проектов 1248, 65, сдачи морских сейнеров, в освоении НВК, лебедок, гидростатов. Наработан авторитет в Министерстве. Притом заместитель Министра Шапошников Е. Н. – бывший директор нашего завода, хорошо знал завод и кадры. Вот эта близость как – то не понравилась новому начальнику Главка. Он начал проверять завод на « крепость», увеличивая загрузку.
Заводу дается задание освоить новый тип средних рыболовецких сейнеров проекта 13020. Более сложный по насыщению механизмами и автоматикой, с рядом новых видов оборудования для ловли рыбы. Многие чертежи были на стадии разработки, в проектных институтах.
Но это все естественно и не особо пугало технические службы. Началось изучение проекта отделами, цехами. Разработка графиков строительства, увязка с проектантами, снабженческие связи. Забегая вперед скажу что все это было освоено. С большим трудом, с выговорами головное судно в июле 1987г. было спущено на воду и в феврале 1988г. сдано.
Но суть в другом. Начальник Главка Подлясский В. В начал писать докторскую диссертацию по постройки судов в кооперативном варианте. Проект он взял 13030. Заводу даётся задание осваивать ещё один головной заказ. Готовить его отдельными секциями в агрегатированном виде и поставлять их по железной дороге Благовещенскому и Хабаровскому судостроительного заводам. Где эти секции будут собираться, и эти заводы будут отчитываться за готовую продукцию но, а мы только за агрегаты и все это давалось в сжатые сроки.
Сборка первого корпуса на Благовещенском заводе выявила большой брак по размерам секций. Пришлось отправлять конструкторов, бригаду судосборщиков на исправление. Почувствовалась перегрузка всех служб и дополнительные финансовые расходы. Объяснения главного инженера Кокорина М. К., директора завода Акулова А. К. ни в каких формах не принимались. На завод отправились главковские толкачи, ревизоры. В результате уже к концу юбилейного года вышел разгромный приказ.
в начало                                             продолжение следует                                        на главную